К числу этих требований относятся:
- выявление зависимости каждого элемента от его места и функции в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;
- анализ того, насколько поведение системы обусловлено особенностями ее отдельных элементов и свойствами ее структуры;
- исследование механизма взаимодействия системы и среды;
- изучение характера иерархичности, присущей данной системе;
- обеспечение всестороннего описания системы;
- рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.
В деловых коммуникациях в качестве изучаемой системы выступает процесс коммуникации.
Системный подход основан на использовании таких общелогических методов познания как анализ и синтез.
Анализ как метод исследования представляет собой мысленное разложение системного целого на составные части и изучение их по отдельности.
Синтез – объединение в единую систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое.
Методы исследования деловых коммуникаций не только раскрывают их сущность и особенности, но и способствуют выработке практических рекомендаций, имеющих цель повысить эффективность делового взаимодействия.
Задача учебного курса «Деловые коммуникации» - формирование коммуникативной компетентности специалистов.
Компетентностная структура личности специалиста включает:
- профессиональные знания, умения, навыки, компетенции;
- коммуникативную компетентность;
- компетентность в специализации предприятия;
- управленческую компетентность;
- социально-психологическую компетентность.
Главные признаки высокой коммуникативной компетентности:
- быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах;
- стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;
- установка в контакте не только на дело, но и на партнера, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и возможностей;
- уверенность в себе, адекватная включенность в ситуацию;
- владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру;
- большая удовлетворённость общение и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;
- умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемы рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимися отношения;
- умение взаимодействовать в групповой работы, добиваться высокого результата деятельности;
- способность создавать благоприятный климат в коллективе.
- Лекция 1. Введение в дисциплину
- 1. Проблема изучения коммуникации
- 2. Соотношение понятия коммуникации с понятием общения.
- Неделовое или личностное общение.
- Деловое общение
- Методы науки «Деловые коммуникации».
- (1.) Наблюдение
- (2.) Измерение.
- (3.) Эксперимент
- (4.) Тестирование
- Методы обработки информации в науке «Деловые коммуникации»:
- К числу этих требований относятся: