1.3 Разработка бизнес-плана с помощью программы Project Expert 6.0
В значительной степени процесс разработки бизнес-плана может быть облегчен за счет применения современных программных средств, обеспечивающих автоматизацию составления и корректировки бизнес-плана (одной из ведущих компаний в этой области является фирма PRO-INVEST Consulting, разработавшая пакет Project Expert 6.0 for Windows)./5/
Программа Project Expert 6.0 как инструмент финансового анализа выполняет две основные функции:
во-первых, преобразует описание деятельности предприятия с языка пользователя в формализованное описание денежных потоков;
во-вторых, вычисляет показатели, по которым финансовый менеджер может судить о результативности принятых решений.
Важнейшим результатом применения программы Project Expert для разработки инвестиционного проекта является создание бизнес-плана, удовлетворяющего стандартам UNIDO.
Построив при помощи Project Expert 6.0 финансовую модель компании, представляется возможным решить следующие задачи:
разработать детальный финансовый план и определить потребность в денежных средствах на перспективу;
определить схему финансирования предприятия, оценить возможность и эффективность привлечения денежных средств из различных источников;
разработать план развития предприятия или реализации инвестиционного проекта, определив наиболее эффективную стратегию маркетинга, а также стратегию производства, обеспечивающую рациональное использование материальных, людских и финансовых ресурсов;
проиграть различные сценарии развития предприятия, варьируя значения факторов, способных повлиять на его финансовые результаты;
сформировать стандартные финансовые документы, рассчитать наиболее распространенные финансовые показатели, провести анализ эффективности текущей и перспективной деятельности предприятия;
подготовить безупречно оформленный бизнес-план инвестиционного проекта, полностью соответствующий международным требованиям на русском и нескольких европейских языках.
Работа с Project Expert 6.0 может быть представлена в виде следующих основных шагов:
1) построение модели;
2) определение потребности в финансировании;
3) разработка стратегии финансирования;
4) анализ финансовых результатов;
5) формирование и печать отчета;
6) ввод и анализ данных о текущем состоянии проекта в процессе его реализации.
Построение модели
Процесс построения модели является наиболее трудоемким и требует значительной подготовительной работы по сбору и анализу исходных данных. Различные модули Project Expert 6.0 независимы и доступны пользователю практически в любой последовательности. Однако отсутствие некоторых необходимых исходных данных может блокировать доступ к другим модулям программы. Независимо от того, разрабатывается ли детальный финансовый план или же производится предварительный экспресс-анализ проекта, необходимо в первую очередь ввести следующие исходные данные:
дата начала и длительность проекта;
перечень продуктов и/или услуг, производство и сбыт которых будет осуществляться в рамках проекта;
две валюты расчета для платежных операций на внутреннем и внешнем рынках, а также их обменный курс и прогноз его изменения;
перечень, ставки и условия выплат основных налогов;
для действующего предприятия также следует описать состояние баланса, включая структуру и состав имеющихся в наличие активов, обязательств и капитала предприятия на дату начала проекта.
Следующим этапом процесса построения модели является описание плана развития предприятия (проекта). Для этого необходимо ввести следующие исходные данные:
инвестиционный план, включая календарный план работ с указанием затрат и используемых ресурсов;
операционный план, включая стратегию сбыта продукции или услуг, план производства, план персонала, а также производственные издержки и накладные расходы.
Определение потребности в финансировании
Для определения потребности в финансировании следует произвести предварительный расчет проекта. В результате предварительного расчета определяется эффективность проекта без учета стоимости капитала, а также объем денежных средств, необходимый и достаточный для покрытия дефицита капитала в каждый расчетный период времени с шагом один месяц.
Разработка стратегии финансирования предприятия
После определения потребности в финансировании разрабатывается план финансирования. Пользователь имеет возможность описать три способа финансирования:
1) посредством привлечения акционерного капитала;
2) посредством привлечения заемных денежных средств;
3) путем заключения лизинговых сделок.
В процессе разработки стратегии финансирования проекта пользователь имеет возможность промоделировать объем и периодичность выплачиваемых дивидендов, а также стратегию использования свободных денежных средств (например, размещение денежных средств на депозит в коммерческом банке или приобретение акций сторонних предприятий).
Анализ эффективности проекта
В процессе расчетов Project Expert 6.0 автоматически генерирует стандартные отчетные бухгалтерские документы:
отчет о прибылях и убытках;
бухгалтерский баланс;
отчет о движении денежных средств;
отчет об использовании прибыли.
На основе данных отчетных бухгалтерских документов осуществляется расчет основных показателей эффективности и финансовых коэффициентов.
Пользователь может разработать несколько вариантов проектов в соответствии с различными сценариями их реализации. После определения наиболее вероятного сценария проекта он принимается за базовый. На основе базового варианта проекта производится анализ чувствительности и определяются критические значения наиболее важных факторов, влияющих на финансовый результат проекта.
Формирование отчета
После завершения анализа проекта формируется отчет. В Project Expert 6.0 предусмотрен специальный генератор отчета, который обеспечивает компоновку и редактирование отчета по желанию пользователя. В отчет могут быть встроены не только стандартные графики и таблицы, но также таблицы и графики, построенные пользователем при помощи специального редактора.
Пользователь имеет возможность встраивания в отчет комментариев в виде текста./5/
Правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, т. е. в конечном счете отвечает на самый главный для бизнесмена вопрос, стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств. Поэтому важным моментом при составлении бизнес-плана является степень участия в этом процессе самого предпринимателя. Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько существенно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантами со стороны, а руководителем был лишь подписан. Это не значит, конечно, что не надо пользоваться услугами консультантов, наоборот - привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь идет о другом. Составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя целесообразность и обоснованность своего замысла.
Как показывает практика, потребность в подготовке бизнес-плана четко прослеживается при решении следующих актуальных задач деятельности фирмы:
1. Подготовка заявок существующих и вновь создаваемых частных и акционерных фирм на получение кредитов.
2. Обоснование предложений по приватизации государственных предприятий.
3. Открытие нового дела и определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности.
4. Перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых направлений и способов осуществления ее деятельности.
5. Получение государственных и муниципальных дотаций.
6. Составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных фирм.
7. Выход фирмы на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.
Составлению бизнес-плана предшествуют следующие работы:
- анализ и оценка текущего состояния предприятия;
- анализ потребностей и проблем рынка (потребители, посредники, конкуренты, поставщики, положение предприятия на рынке);
- анализ влияния на предпринимательскую деятельность состояния отрасли, к которой принадлежит предприятие, факторов макросреды предприятия (экономических, политических, демографических, научно-технических, природных, культурных);
- определение основных направлений и формулирование количественно обоснованных целей деятельности предприятия на расчетный период;
- разработка планов действий, обеспечивающих достижение установленных целей, и определение необходимых для этого ресурсов.
Наиболее важным среди предшествующих составлению бизнес-плана этапов является выбор сферы предпринимательства и определение ее границ. Проблема рационального выбора осложняется тем, что сфер (или направлений) предпринимательской деятельности довольно много, так же как и критериев оценки их эффективности. Опыт быстрорастущих компаний показывает, что в настоящее время наиболее предпочтительными являются следующие виды бизнеса:
- оказание различных услуг;
- общественное питание;
- торговля потребительскими и продовольственными товарами;
- строительство жилья;
- туризм;
- деятельность, связанная с недвижимостью и др.
Бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется с прогнозом на несколько лет. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке (а при возможности даже в помесячном разрезе, особенно для первого года), и только начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.
Структура бизнес-плана и его детализация определяются направленностью и масштабом задуманного дела, т. е. спецификой объекта, сферой деятельности фирмы, организационным состоянием, размерами предполагаемого рынка, наличием конкурентов и перспективами роста.
Так, например, одно дело - открыть видеотеку, другое - организовать производство какой-либо продукции.
В первом случае бизнес-план требует минимальной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать: надо только выяснить, где снять и как оборудовать помещение, как приобрести аппаратуру, у кого и по какой цене приобретать видеозаписи, какую установить цену на входные билеты и т. п.
Во втором случае бизнес-план необходимо разработать в полном объеме, проведя при этом достаточно трудоемкие и сложные исследования.
Однако в большинстве случаев, несмотря на значительные внешние отличия, содержание бизнес-планов и общие требования к их оформлению практически совпадают.
Так, при написании бизнес-плана необходимо учитывать следующие требования:
1. Степень детализации должна соответствовать целям плана, но не включать ничего лишнего.
2. Для удержания постоянного внимания эксперта план нужно сделать интересным и легко воспринимаемым. Необходимо использовать разговорный язык, стараться избегать специальной технической терминологии; для технической и дополнительной информации использовать приложения (первоначально они будут лишь поверхностно интересовать незнакомого с техникой финансиста).
3. Как можно чаще использовать заголовки для разделения текста, чтобы он был ясным и легко воспринимаемым.
4. При обосновании прогнозов необходимо использовать как можно больше подтверждающих фактов (собственное мнение предпринимателя и его вера не являются доказательством). Прогнозы должны быть реалистичными, а посему не слишком «унылыми» и не слишком амбициозными./1/
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования……………..5
- Глава 2. Структура и содержание бизнес-плана……………………19
- Глава 3. Разработка бизнес-плана деятельности ооо Центр «Электронная информационно-маркетинговая система»...............31
- Введение
- Предметом курсового проекта является организация бизнес-планирования на предприятии по оказанию информационных услуг «Электронная информационно-маркетинговая система».
- Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования
- 1.1 Роль бизнес-планирования в стратегическом планировании экономической деятельности предприятия
- 1.2 Понятие бизнес-плана. Цель, задачи и особенности составления
- 1.3 Разработка бизнес-плана с помощью программы Project Expert 6.0
- Глава 2. Структура и содержание бизнес-плана
- 2.1 Механизм разработки бизнес-плана
- 2.2 Финансовый план – важнейший раздел бизнес-плана
- Глава 3. Разработка бизнес-плана деятельности ооо Центр «Электронная информационно-маркетинговая система»
- 3.1 Характеристика предприятия
- 3.2 Основные направления бизнес-планирования на ооо Центр «Электронная информационно-маркетинговая система»
- 1. Характеристика предприятия.
- 3. Перспективные возможности и стратегии. В случае удачного развития бизнеса возможно внедрение информационно-маркетинговых систем в менее крупных городах России.
- 4. Предполагаемая область использования.
- 5. Рекламная кампания и продвижение.
- 6. Конкурентные преимущества.
- 7. Предполагаемые источники инвестиций.
- 8. Финансово-экономические показатели.
- 9. Новизна предлагаемого проекта.
- 1. Описание проекта.
- Цена товара и объем продаж.
- 2. Значение бизнеса для Твери.
- 3. Экономический анализ.
- План доходов и расходов на 7 месяцев (в долл. Сша)
- Расчет общего объема инвестиций
- Расчет требований к валовой прибыли
- Расчет объема постоянных затрат.
- Структура плана доходов и расходов и расчет требований к маржинальной прибыли
- Расчет маржинальной прибыли для 1-го и 2-го видов деятельности
- Требования к маржинальной прибыли для 3-го вида деятельности
- Цены, затраты и прибыль на 1 абонента
- Бюджет на 6 месяцев
- Расчет точки окупаемости
- Расчет заработной платы
- 3.3 Выводы и предложения
- Заключение
- Список использованной литературы