1. Функции и структура службы маркетинга предприятия (организации)
Сбыт – это вид деятельности, осуществляемый после завершения производства, включая продажу товара покупателю, доставку его потребителю и послепродажное обслуживание.
Основная задача управления сбытом на предприятии заключается в обеспечении своевременного и наиболее полного выполнения плана по реализации продукции в соответствии с заключенными договорами. Поставка продукции потребителю должна быть своевременной, ритмичной, точно соответствовать по объему и ассортименту действительным нуждам потребителям.
В решении этих задач важную роль играет реализация стратегии маркетинга. Сущность понятия "маркетинг" составляют три элемента: маркетинг - во-первых, концепция ориентации любой деятельности на потребителя, во-вторых, согласно международным стандартам ИСО серии 9000, первая стадия жизненного цикла объекта и, в-третьих, первая функция менеджмента.
Первый из трех элементов, характеризующий сущность маркетинга как концепцию ориентации любой деятельности на потребителя, реализуется, во-первых, при стратегическом планировании, во-вторых, при разработке положений об отделах предприятия и, в-третьих, при решении комплекса вопросов по реализации изготовленного товара. Нами рассматривается последний аспект данного элемента методологии маркетинга.
Как отмечает один из известных специалистов по маркетингу Ф. Котлер, в системе маркетинга перед покупателем, продавцом и работником муниципалитета (законодателем) возникают следующие проблемы. Покупатель ищет ответ на следующие 5 вопросов:
- достаточно ли широк выбор марок товара?
- обладает ли какая-нибудь из этих марок нужными покупателю характеристиками?
- приемлема ли цена товара?
- выглядит ли продавец старающимся помочь, располагающим к себе и честным?
- есть ли гарантия и существует ли хорошо налаженная система послегарантийного обслуживания?
Чтобы хорошо и успешно работать, продавцу нужно разрешить несколько проблем:
-каких характеристик ждут потребители товара?
-какие группы потребителей и какие именно нужды фирме следует стремиться удовлетворить?
-какими должны быть дизайн и цена товара?
-какую гарантию и какой сервис следует предложить покупателю?
-услугами каких оптовых и розничных торговцев следует воспользоваться?
-какие меры в области рекламы, личной продажи, стимулирования сбыта и пропаганды могли бы способствовать продаже товара?
Работника муниципалитета как законодателя, представляющего интересы граждан и общества в целом, волнуют следующие проблемы:
-безопасны ли и надежны ли предлагаемые производителем товары?
- точно ли описывают производители свои товары в рекламных объявлениях и на упаковке?
-существует ли в пределах рынка конкуренция, благодаря которой имеется выбор товаров по качеству и ценам?
- справедливо ли обращаются с покупателями продавцы и работники сервиса?
- не наносит ли данная деятельность вреда окружающей среде?
Исходя из данной концепции маркетинга фирмы, предлагаются следующие функции и задачи службы маркетинга (табл. 19.1).
Таблица 19.1 Функции и задачи службы маркетинга
Функции | Задачи |
1. Формирование рыночной стратегии фирмы | 1.1. Анализ и прогнозирование потребностей и спроса 1.2 Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка 1.3. Анализ и прогнозирование факторов конкурентного преимущества фирмы 1.4 Анализ связей фирмы с внешней средой 1.5. Анализ и прогнозирование качества и ресурсоемкости аналогичных товаров конкурентов 1.6. Прогнозирование воспроизводственных циклов товаров фирмы 1.7. Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства конкурентов и фирмы 1.8. Анализ и прогнозирование качества и ресурсоемкости будущих товаров фирмы 1.9. Анализ действия законов рыночных отношений в условиях фирмы 1.10. Прогнозирование объемов рынков по сегментам 1.11. Прогнозирование лимитных цен на будущие товары 1.12. Прогнозирование конкурентоспособности будущих товаров на конкретных рынках 1.13. Разработка и экономическое обоснование мероприятий по повышение конкурентоспособности будущих товаров 1.14. Окончательный выбор целевых рынков на ... год 1.15. Разработка нормативов конкурентоспособности будущих товаров 1.16. Оформление документа "Рыночная стратегия фирмы на... год" |
2. Реализация концепции маркетинга | 2.1. Согласование структуры и содержания системы менеджмента фирмы 2.2 Участие в проектировании организационной и производственной структуры фирмы
2.6. Участие в анализе международной деятельности фирмы
2.10. Установление схемы обратной связи по стадиям жизненного цикла товаров |
3. Реклама товара и стимулирование сбыта | 3.1. Определение целей рекламы
|
4. Обеспечение маркетинговых исследований | 4.1 . Разработка и совершенствование структуры службы маркетинга фирмы 4.2. Информационное обеспечение и создание нормативной базы маркетинговых исследований 4.3 Кадровое обеспечение исследований
Обеспечение внутренних и внешних связей службы маркетинга фирмы. |
Численность службы маркетинга определяется такими факторами, как размер чистого дохода фирмы, объем и сложность выпускаемых товаров, количество рынков.
Структура службы маркетинга определяется множеством факторов. На рис 19.1 представлена примерная структура службы маркетинга предприятия.
Рис. 19.1. Примерная структура службы маркетинга крупного предприятия
Обозначения к рис. 19.1
1.1 группа (бюро) информационного обеспечения маркетинг,
1.2группа реализации концепции маркетинга в нормативно-методических документах;
1.3 группа, исследования конкурентоспособности товаров конкурентов
1.4 группа сегментации рынка,
2.1 группа прогнозирования конкурентных преимуществ фирмы,
2.2 группа прогнозирования цен;
2.3 группа формирования стратегии фирмы;
2.4 группа контроля реализации концепции маркетинга в подразделениях предприятия;
группа прогнозирования стратегий повышения качества и ресурсосбережения;
группа прогнозирования технической и социальной политики предприятия;
группа прогнозирования нормативов конкурентоспособности товаров и фирмы;
группа формирования структуры бизнес-плана предприятия и контроля его выполнения;
группа методического, ресурсною и организационно-технического обеспечения рекламы,
группа организации работы рекламных агентств и служб;
группа стимулирования продвижения товара на рынке;
группа связи с общественностью (внешней средой)
- «Международный институт трудовых и социальных отношений»
- Введение
- Учебно-тематический план курса «организация производства» (дневной формы обучения)
- Тема 1. Теоретические основы организации производства.
- 1. Предмет, метод и содержание курса.
- 2. Взаимосвязь курса «Организация производства» с экономическими и инженерными дисциплинами.
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 2. Развитие теории и практики организации производства.
- 1. История развития науки об организации производства. Формирование основных принципов организации производства в трудах ученых.
- 2. Принципы рациональной организации производства, их характеристика.
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 3: Системный подход к организации производства, его содержание.
- 1. Сущность системного подхода в организации производства
- 2. Правила применения системного подхода
- Контрольные вопросы:
- 2. Классификация предприятий (организаций) и их место во внешней среде.
- Контрольные вопросы:
- Переработка руды
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 6: Производственная структура предприятия (организации)
- 1. Производственная структура и определяющие ее факторы
- 2. Характеристика структуры основного производства
- 3. Показатели, характеризующие структуру предприятия
- 4. Генеральный план предприятия, принципы построения
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 7: Производственный процесс и его организация во времени.
- 1. Классификация производственных процессов
- 2. Понятие длительности производственного цикла, его виды, расчет
- 1. Последовательный вид движения предметов труда, его характеристика
- 2. Параллельный вид движения предметов труда, его характеристика
- 3. Параллельно-последовательный вид движения предметов труда, его характеристика.
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 8: Типы, формы и методы организации производства.
- 1. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- 2. Методы организации производства. Область применения и сущность непоточного производства.
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 9. Поточные методы организации производства
- 1. Сущность поточной организации производства.
- 2. Классификация поточных методов организации производства, схемы планировок
- Натяжная Приводная
- 1. Организационно-технические параметры поточного производства.
- 2. Направления повышения эффективности работы поточных линий на основе логистики.
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 10: Организация автоматизированного производства
- Автоматические линии: сущность, организация.
- Гибкие производственные системы.
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 11: Организация подготовки производства к выпуску новой продукции на предприятии.
- 1. Сущность научно-технической подготовки производства и нир, их задачи, этапы осуществления.
- 2. Конструкторская подготовка производства.
- 3. Технологическая подготовка производства
- 1. Организационно-экономическая и эргономическая подготовка производства.
- Содержание организационной подготовки производства.
- 2. Организация промышленного освоения новой продукции
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Система технического обслуживания и ремонта оборудования: сущность, структуры.
- Виды и методы организации технического обслуживания и ремонта оборудования.
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 13: Организация инструментального хозяйства
- 1. Состав, значение и задачи инструментального хозяйства.
- 2. Методы организации инструментального хозяйства.
- 3. Классификация инструмента и определение его потребности на предприятии (организации).
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 14: Организация энергетического хозяйства
- 1. Состав, значение и задачи энергетического хозяйства предприятия (организации)
- Бюро ппр
- Дежурный энергетик
- Теплосиловой цех
- Начальник смены
- 2. Методы энергоснабжения, планирование потребности в энергоресурсах
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 15: Организация транспортного и складского хозяйства
- Состав, значение и задачи транспортного хозяйства.
- 2. Организация и планирование грузовых перевозок
- 3. Организация тарно-складского хозяйства
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 16: Организация технического контроля качества продукции
- 1. Понятие качества продукции, показатели оценки его уровня.
- 2. Международная система управления качества продукции, ее принципы, стандарты исо 9000.
- 3. Организация технического контроля качества продукции на предприятии (организации).
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 17: Организация оперативно-производственной и ритмичной работы предприятия (организации)
- 1. Ритмичность производства и его определение.
- 2. Сущность системы оперативно-производственного планирования
- 3. Применение систем оперативно-производственного планирования в массовом, серийном и единичном производствах.
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 18: Организация и оперативное управление материальным обеспечением
- 1. Структура и функции материально-технического обеспечения на предприятии
- 2. Организация поставок материальных ресурсов на предприятие
- 3. Логистический подход к управлению материальными потоками
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 19: Организация работы службы сбыта на предприятии (организации)
- 1. Функции и структура службы маркетинга предприятия (организации)
- 2. Организация и стимулирование сбыта товара
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 20: Производственная мощность предприятия (организации)
- Производственная мощность предприятия и факторы, ее определяющие.
- Определение фонда времени работы оборудования
- Расчет производственной мощности на предприятии, показатели ее использования.
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 21: Проектирование и совершенствование организации производства.
- Сущность проектирования организации производства, его задачи.
- 2. Этапы и стадии проектирования организации производства и их содержание.
- 1. Состав и содержание организационных проектов.
- 2. Разработка плана совершенствования организации производства.
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 22: Зарубежный опыт организации производства (на примере компаний «Тоёта», «Канбан» и др.)
- 1. Характеристика зарубежного опыта организации производства.
- 2. Опыт выравнивания производства с изменениями спроса на продукцию
- 1. Система «Канбан» в организации производства по принципу «точно во время».
- 2. Опыт функционирования систем обслуживания производства
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Список использованных источников Основная литература
- Дополнительная литература