1. Понятие качества продукции, показатели оценки его уровня.
Качество продукции – согласно ИСО 9000:2000 – это степень, с которой совокупность собственных характеристик удовлетворяет требования потребителя.
Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и, следовательно, определяют успех или неуспех фирм на рынке.
Показатель качества продукции – это количественная оценка одного или нескольких свойств продукции.
Действует следующая система показателей качества:
1. Обобщающие, характеризующие общий уровень качества продукции: сортность продукции, объем и долю прогрессивных видов изделий в общем выпуске и т.д.
2. Комплексные, характеризующие несколько свойств изделий, включая затраты, связанные с разработкой, производством и эксплуатацией. В каждой отрасли промышленности применяются свои специфические комплексные показатели.
3. Единичные, характеризующие одно из свойств продукции. Они подразделяются на показатели: назначения, надежности и долговечности, технологичности изделия, эргономические показатели, эстетические, стандартизации и унификации, патентно – правовые, показатели транспортабельности, экономические и т.д.
С понятием качества тесно связано и понятие технического уровня продукции – относительной характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями, их значениями.
Оценка технического уровня продукции. В качестве базового образца могут выступать перспективная модель, экспортируемое изделие, лучшие зарубежные изделия, изделие, пользующееся наибольшим спросом. Выбор образца определяется целями оценки технического уровня качества продукции.
Для оценки уровня качества используется дифференциальный, обобщающий, смешанный и комплексный методы.
Дифференциальный метод основан на сравнении единичных показателей качества оцениваемого и базового изделий.
Обобщающий метод основан на определении обобщающих показателей. Таким показателем может быть среднее значение всех дифференциальных показателей, используемых для оценки качества данной продукции.
Смешанный метод – сочетание дифференциального и обобщающего методов. При этом часть показателей качества объединяют в группу и для нее вычисляют обобщающий показатель. Остальные показатели переводят в дифференциальную форму, используя базовые значения.
Комплексный метод основан на сравнении обобщающих показателей оцениваемого изделия, базового образца и суммарных затрат потребителя на их приобретение и эксплуатацию.
- «Международный институт трудовых и социальных отношений»
- Введение
- Учебно-тематический план курса «организация производства» (дневной формы обучения)
- Тема 1. Теоретические основы организации производства.
- 1. Предмет, метод и содержание курса.
- 2. Взаимосвязь курса «Организация производства» с экономическими и инженерными дисциплинами.
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 2. Развитие теории и практики организации производства.
- 1. История развития науки об организации производства. Формирование основных принципов организации производства в трудах ученых.
- 2. Принципы рациональной организации производства, их характеристика.
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 3: Системный подход к организации производства, его содержание.
- 1. Сущность системного подхода в организации производства
- 2. Правила применения системного подхода
- Контрольные вопросы:
- 2. Классификация предприятий (организаций) и их место во внешней среде.
- Контрольные вопросы:
- Переработка руды
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 6: Производственная структура предприятия (организации)
- 1. Производственная структура и определяющие ее факторы
- 2. Характеристика структуры основного производства
- 3. Показатели, характеризующие структуру предприятия
- 4. Генеральный план предприятия, принципы построения
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 7: Производственный процесс и его организация во времени.
- 1. Классификация производственных процессов
- 2. Понятие длительности производственного цикла, его виды, расчет
- 1. Последовательный вид движения предметов труда, его характеристика
- 2. Параллельный вид движения предметов труда, его характеристика
- 3. Параллельно-последовательный вид движения предметов труда, его характеристика.
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 8: Типы, формы и методы организации производства.
- 1. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- 2. Методы организации производства. Область применения и сущность непоточного производства.
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 9. Поточные методы организации производства
- 1. Сущность поточной организации производства.
- 2. Классификация поточных методов организации производства, схемы планировок
- Натяжная Приводная
- 1. Организационно-технические параметры поточного производства.
- 2. Направления повышения эффективности работы поточных линий на основе логистики.
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 10: Организация автоматизированного производства
- Автоматические линии: сущность, организация.
- Гибкие производственные системы.
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 11: Организация подготовки производства к выпуску новой продукции на предприятии.
- 1. Сущность научно-технической подготовки производства и нир, их задачи, этапы осуществления.
- 2. Конструкторская подготовка производства.
- 3. Технологическая подготовка производства
- 1. Организационно-экономическая и эргономическая подготовка производства.
- Содержание организационной подготовки производства.
- 2. Организация промышленного освоения новой продукции
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Система технического обслуживания и ремонта оборудования: сущность, структуры.
- Виды и методы организации технического обслуживания и ремонта оборудования.
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 13: Организация инструментального хозяйства
- 1. Состав, значение и задачи инструментального хозяйства.
- 2. Методы организации инструментального хозяйства.
- 3. Классификация инструмента и определение его потребности на предприятии (организации).
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 14: Организация энергетического хозяйства
- 1. Состав, значение и задачи энергетического хозяйства предприятия (организации)
- Бюро ппр
- Дежурный энергетик
- Теплосиловой цех
- Начальник смены
- 2. Методы энергоснабжения, планирование потребности в энергоресурсах
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 15: Организация транспортного и складского хозяйства
- Состав, значение и задачи транспортного хозяйства.
- 2. Организация и планирование грузовых перевозок
- 3. Организация тарно-складского хозяйства
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 16: Организация технического контроля качества продукции
- 1. Понятие качества продукции, показатели оценки его уровня.
- 2. Международная система управления качества продукции, ее принципы, стандарты исо 9000.
- 3. Организация технического контроля качества продукции на предприятии (организации).
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 17: Организация оперативно-производственной и ритмичной работы предприятия (организации)
- 1. Ритмичность производства и его определение.
- 2. Сущность системы оперативно-производственного планирования
- 3. Применение систем оперативно-производственного планирования в массовом, серийном и единичном производствах.
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 18: Организация и оперативное управление материальным обеспечением
- 1. Структура и функции материально-технического обеспечения на предприятии
- 2. Организация поставок материальных ресурсов на предприятие
- 3. Логистический подход к управлению материальными потоками
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 19: Организация работы службы сбыта на предприятии (организации)
- 1. Функции и структура службы маркетинга предприятия (организации)
- 2. Организация и стимулирование сбыта товара
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 20: Производственная мощность предприятия (организации)
- Производственная мощность предприятия и факторы, ее определяющие.
- Определение фонда времени работы оборудования
- Расчет производственной мощности на предприятии, показатели ее использования.
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 21: Проектирование и совершенствование организации производства.
- Сущность проектирования организации производства, его задачи.
- 2. Этапы и стадии проектирования организации производства и их содержание.
- 1. Состав и содержание организационных проектов.
- 2. Разработка плана совершенствования организации производства.
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Тема 22: Зарубежный опыт организации производства (на примере компаний «Тоёта», «Канбан» и др.)
- 1. Характеристика зарубежного опыта организации производства.
- 2. Опыт выравнивания производства с изменениями спроса на продукцию
- 1. Система «Канбан» в организации производства по принципу «точно во время».
- 2. Опыт функционирования систем обслуживания производства
- Контрольные вопросы:
- Список использованных источников
- Список использованных источников Основная литература
- Дополнительная литература