2.1 Общая экономическая характеристика доп-2
Свердловская дирекция по обслуживанию пассажиров (далее ДОП-2) является структурным подразделением Региональной Дирекции по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании (далее – РДОП) – структурного подразделения Федеральной пассажирской дирекции (далее ФПД) - филиала ОАО «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД»).
Свердловская дирекция по обслуживанию пассажиров осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства РФ, внутренних документов ДОП-2, РДОП, ФПД, ОАО «РЖД».
Предметом деятельности дирекции являются:
-
организация и обеспечение перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа в поездах местного, дальнего и межгосударственного значения;
-
ремонт и техническое обслуживание пассажирских вагонов;
-
оказание услуг по хранению и оформлению грузов, багажа;
Функциями Свердловской дирекции являются:
-
обеспечение, во взаимодействии с другими подразделениями Филиала, безопасности движения пассажирских поездов;
-
выполнение программы деповского, текущего ремонта, единой технической ревизии, технического обслуживания пассажирских вагонов в соответствии с заданиями, действующими правилами и нормативами;
-
надлежащее санитарно-техническое содержание пассажирских вагонов, вокзалов, павильонов и других сооружений;
-
культурное обслуживание пассажиров на вокзалах и в поездах, недопущение безбилетного проезда пассажиров и провоза ручной клади сверх установленных норм и других нарушений качества обслуживания пассажиров;
-
организация работы по контролю и анализу фактического использования и учету мест в пассажирских поездах;
-
разработка и осуществление мероприятий по предупреждению нарушений, аварий, случаев брака в работе, внедрение устройств и приборов, гарантирующих безаварийную эксплуатацию пассажирских вагонов и других устройств;
-
рациональное расходование материалов и топливно-энергетических ресурсов;
-
развитие подсобно-вспомогательного производства и оказание платных услуг населению;
-
организация оплаты труда и социальной защиты работников на основе единой проводимой ОАО «РЖД» политики, улучшение условий труда;
-
соблюдение требований по охране труда и технике безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Производственная деятельность подразделения и входящих в его состав линейных предприятий осуществляется на основе перспективных, текущих и оперативных производственных и финансовых планов.
Как самостоятельное подразделение ДОП-2 наделено основными и оборотными средствами, пользуется банковским кредитом, имеет самостоятельный баланс.
Для выполнения этих задач ДОП-2 осуществляет руководство и координацию действий всех предприятий и организаций, расположенных в его границах.
Расчет бюджета затрат является основной формой планирования развития железнодорожного транспорта и Дирекций разных железных дорог. На основе бюджетов разрабатываются планы расходов по основной деятельности подразделений ОАО «РЖД».
Динамика основных показателей работы Свердловской дирекции по обслуживанию пассажиров приведены в табл. 2.
Таблица 2 - Динамика основных показателей Свердловской дирекции по обслуживанию пассажиров за 2006-2008 гг.
Показатели | 2006г. | 2007г. | 2008г. | Динамика показателей, % | |
2007г. к 2006г. | 2008г. к 2007г. | ||||
Кол-во отправленных пассажиров, тыс. чел | 4312,1 | 4180,0 | 4293,2 | 96,9 | 102,7 |
Пассажирооборот, млн. пас. - км | 1901,4 | 1928,8 | 2010,7 | 101,4 | 104,2 |
Вагонно-км своего формирования, млн. ваг. - км | 123,6 | 96,7 | 93,3 | 78,2 | 96,5 |
Среднесписочная численность персонала, чел. | 2661 | 2542 | 2299 | 95,5 | 90,4 |
Производительность труда тыс. пас-км/1чел. | 829,9 | 890,1 | 1027,3 | 107,3 | 115,4 |
Исполнение бюджета затрат, тыс.руб. | 754796 | 805730 | 866077 | 106,7 | 107,5 |
Более наглядно динамика основных показателей представлена на рис.2-4
Рисунок 2 - Динамика пассажирооборота за 2006-2008 гг.
За данный период отмечается рост объемов пассажирских перевозок на Свердловской железной дороге, в 2007 году на 1,4%, по отношению к 2006 году, в 2008 году на 4,2%, по отношению к 2007 году. Рост связан с введением в эксплуатацию поездов новых направлений, увеличением числа рейсов уже курсирующих составов.
Рисунок 3 - Динамика количества отправленных пассажиров за 2006-2008гг.
Снижение количества отправленных пассажиров в 2007 г. на 3,1% в сравнении с 2006 годом объясняется несколькими причинами:
-
рост тарифов на железнодорожные билеты;
-
монетизация льгот;
-
альтернативный транспорт (автобусы, маршрутные такси).
В сравнении с 2007 годом, наметился рост количества отправленных пассажиров в 2008 году – на 2,7%. Это связано с введением гибких тарифов на железнодорожные билеты в течение года руководством ОАО «РЖД». При росте пассажиропотока (летние месяцы, предновогодние дни, школьные каникулы) цены на билеты также растут. При снижении количества пассажиров – снижается и цена билетов.
Необходимо отметить, что отправленным пассажиром считается каждый пассажир, купивший проездной документ и севший в поезд.
Рисунок 4 - Динамика показателя вагонокилометры собственного формирования за 2006-2008гг.
Снижение количества вагонокилометров в 2007 и 2008 годах объясняется передачей обслуживания нескольких пассажирских составов аутсорсинговым фирмам, уменьшением количества вагонов в поездах из-за снижения количества пассажиров. Полные данные о показателях работы ДОП-2 приведены в прил. 4.
Производственная структура ДОП-2 представлена на рис. 5.
резерв проводников прачечная Свердловская дирекция по обслуживанию пассажиров (ДОП-2)
Рисунок 5 - Производственная структура ДОП-2
Организационная структура управления Свердловской дирекции по обслуживанию пассажиров приведена на рис.6
Схема организационной структуры управления включает в себя следующие уровни:
-
начальник предприятия;
-
заместитель начальника (по вокзальному хозяйству);
-
заместитель начальника (по обслуживанию пассажиров в поездах);
-
главный инженер;
-
заместитель начальника по кадрам и социальным вопросам;
-
главный бухгалтер;
-
отделы.
Среди основных отделов предприятия можно представить следующие отделы и участки:
1. Прямого подчинения начальнику предприятия:
-
бухгалтерия;
-
экономический отдел;
-
сектор организации труда и заработной платы;
-
юрист;
2. Подчиняющихся заместителю по вокзальному хозяйству:
-
отдел вокзалов;
-
производственные участки по основным направлениям работы предприятия, вокзал Свердловск-пассажирский, линейные вокзалы
3. Подчиняющихся заместителю по обслуживанию пассажиров в поездах
-
вагонное депо Тавда;
-
резервы проводников Свердловск-пассажирский; Тавда.
4. Подчиняющихся главному инженеру:
-
производственно-технический отдел;
-
отдел охраны труда;
-
сектор АСУ;
-
гараж и автохозяйство;
-
группа снабжения;
5. Подчиняющихся заместителю по кадрам и социальным вопросам:
-
отдел управления персоналом, все руководители подразделений и отделов в пределах компетенции заместителя по кадрам и социальным вопросам.
- 1 Теоретические основы антикризисного управления персоналом
- 1.2 Особенности и методы антикризисного управления персоналом
- 1.3 Основные принципы антикризисного управления персоналом
- 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности и диагностика кризиса в Свердловской дирекции по обслуживанию пассажиров
- 2.1 Общая экономическая характеристика доп-2
- Главный бухгалтер
- Заместитель по обслуживанию пассажиров в поездах
- 2.2 Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов доп -2
- 2.3 Анализ приоритетных направлений реформирования работы с персоналом
- 3 Разработка мер по антикризисному управлению персоналом в Свердловской дирекции по обслуживанию пассажиров
- 3.1 Проблемы и диагностика кризиса предприятия
- 3.2 Разработка мероприятий по внедрению аутсорсинга на предприятии
- 3.3 Расчет экономической эффективности внедрения аутсорсинга