logo
Факультет Управления / Курсовые, дипломные работы, отчёты по практике / Антикризисное управление персоналом

2.3 Анализ приоритетных направлений реформирования работы с персоналом

В современных условиях, когда Россия все больше вливается в мировую экономику, для успешного развития компании, роста ее конкурентоспособности и привлекательности для инвесторов необходимо повышение эффективности работы и снижение издержек. Одним из способов решения этих задач является аутсорсинг, т.е. передача отдельных функций, технологических операций или бизнес-процессов внешним исполнителям.

Использование аутсорсинга позволяет компании сконцентрировать усилия на основном бизнесе, повысить его эффективность, качество продукции и услуг за счет передачи специализированным организациям определенных задач или бизнес-процессов, не являющихся профильными в деятельности компании, но необходимых для ее полноценной работы. Передача функций и операций внешней организации (внешний аутсорсинг) – это рыночно ориентированная практика, предполагающая наличие партнерских отношений, рассчитанных на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Основной эффект аутсорсинга должен создаваться за счет того, что специализированная организация обеспечивает более эффективное и качественное исполнение передаваемых ей процессов или функций. Неоспоримым преимуществом аутсорсинга является отсутствие объемных долгосрочных инвестиций.

Одна из основных задач реформы железнодорожного транспорта - повышение прозрачности отрасли в целом и отдельных ее хозяйствующих субъектов, в том числе благодаря выводу непрофильных функций и процессов, которых накоплено немало. Аутсорсинг как раз и представляет собой удачный способ вывода непрофильных функций и процессов.

Аутсорсинг применяется на большинстве железных дорог, но его направления не везде можно считать оптимальными, поскольку в ряде случаев на аутсорсинг выводятся виды деятельности и работы, передача которых приводит к увеличению издержек ОАО «РЖД». В настоящее время рекомендованный перечень профессий, а также работ и услуг для внешнего выполнения составляет порядка 80 позиций. Основные из них представлены в приложении 1. Однако реализация этого перечня должна быть организована системно, в масштабах целых дорог, а не произвольно на каждом предприятии, поскольку эффективность аутсорсинга существенно зависит от масштабов внедрения.

Железные дороги, как правило, передают на внешнее выполнение отдельные виды технологических процессов или операций, а также используют аутсорсинг для покрытия сезонных потребностей в дополнительном персонале. Практика передачи в аутсорсинг функций, видов деятельности или производственных циклов, связанных с выполнением законченных работ и услуг, широкого распространения не получила (исключение составляет обслуживание пассажиров в поездах на ряде железных дорог и передача прачечных комплексов).

Применение аутсорсинга в рамках пассажирского комплекса помогает решать задачи сезонных пиков перевозок. Вместе с тем тот факт, что более 12 тыс. проводников поездов дальнего следования трудятся сегодня на аутсорсинговых предприятиях, не может быть самоцелью. В то же время заслуживает внимания опыт Красноярской железной дороги, где на новые формы работы переведено 26 специальностей непрофильных функций.

Осуществляется передача непрофильных функций внешним специализированным фирмам. Например, мойкой вагонов, уборкой производственных и служебных помещений занимаются специализированные клиринговые фирмы, у которых себестоимость уборки одного метра площади намного ниже.

Вместе с тем, применение аутсорсинга приводит не к снижению, а к увеличению издержек, по нашему мнению, в связи с тем, что на ранних этапах использования аутсорсинга не проводились предварительные экономические расчеты эффективности вывода тех или иных функций на внешнее исполнение. В связи с этим потребовалось провести упорядочение применения аутсорсинга. В результате разработаны проекты Положения о применении аутсорсинга на железных дорогах (приложения 2-5) и Перечня работ, рекомендуемых для использования аутсорсинга на железных дорогах - филиалах ОАО «РЖД». Технические и технологические требования к организации технического обслуживания на принципах аутсорсинга будут устанавливаться отдельными документами ОАО «РЖД». Кроме того, разработана система сертификации аутсорсинговых предприятий на транспорте, ВНИИЖТом разработан алгоритм расчета технологических процессов аутсорсинга и определения его экономической эффективности.