14. Сущность мотивации достижения целей.
Процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Определение основных интересов и мотивов деятельности и приспособление их к целям деятельности фирмы: = определение потребностей работника; = определение ценностей работника; = превращение ценностей в мотиваторы; = определение стимулов; = достижение целей организации
Чтобы персонал выполнял свою работу в соответствии с делегированными правами и обязанностями, необходимо материальное и моральное поощрение. Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации, практическая деятельность по мотивации персонала базируется на теориях мотивации.
Современные теории мотивации делятся на две категории: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации основаны на определении потребности. Потребность - это ощущение человеком недостатка, отсутствия чего-либо. Для побуждения работника к действию, менеджеры используют вознаграждение: внешнее (денежное, продвижение по служебной лестнице), и внутреннее (чувство успеха). Процессуальные теории мотивации основаны на элементах психологии в поведении людей. Содержательный подход к мотивации исследует причины и механизмы целенаправленного поведения человека, на что направлена активность личности, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, то есть исследует прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения.. Потребности в безопасности и признании – вот всего два примера сил, мотивирующих людей и определяющих их поведение. Наибольший интерес был проявлен к двум содержательным теориям: (1) теории иерархии потребностей Маслоу и (2) теории двух факторов Герцберга.
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу. В соответствии с этой теорией люди мотивированы удовлетворять пять категорий потребностей: Физиологические потребности, включая потребность в еде, воде, воздухе и т.д. Потребности в безопасности, то есть в защищенности, стабильности и свободе от угрозы. Социальные потребности, включая потребность в дружбе, привязанности, любви и общении с другими. Потребности в уважении, включая потребность в собственном ощущении достижений или само-уважении, а также потребность в признании или уважении другими людьми. Потребности в самоактуализации – реализация потенций, способностей и талантов человека.
В соответствии с теорией Маслоу, эти потребности иерархически структурированы, и высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его низшие потребности.
Теория Герцберга (двухфакторная): гигиенические факторы (связаны с окружающей средой, в которой осущ-ся работа) и мотиваторы (связаны с хар-ром и сущностью работы). При отсутствии гигиенических факторов возникает неудовлетворенность работой. Но сами по себе оно не могут мотивировать человека. Отсутствие мотиваторов не приводит к неудовлетворенности, но именно они мотивируют.
Модель МакГрегора: Х - человек по своей природе ленив, руководитель должен создавать конкретные инструкции для подчиненных, не должен доверять работникам, денежные вознаграждения, власть на страхе и принуждении.
У - человек - достаточно развитое существо с широким спектром потребностей. Человек должен быть творцом. Работа - естественная потребность. Задачи формулируются в общем виде. Тотальный контроль отсутствует. Разнообразные поощрения.
Теория Берна: Выделяются три типа поведения - дети (эмоциональные, инфантильные, неустойчивые, неуверенные в себе, растерянные), родители (жесткие, авторитарные люди, "носители истины", консерваторы, рационалисты) и взрослые (релятивный взгляд на мир, внутренняя полноценность, легко адаптируются к новой ситуации). Оптимальные отношения: Р?Д, Р?Р, В?Д, В?В.
Процессуальные теории: Поведение людей опред-ся не только потребностями. Поведение человека - ф-ция его восприятий и ожиданий, возможных последствий выбранного поведения. Три теории: ожиданий Рума, справедливости Адамса и модель Портера-Лоулера.
Ожидания: человек хочет быть уверен в большой вероятности удовлетворения своих потребностей или достижения своей цели. Факторы ожидания - "затраты - результаты", "рез-ты - вознаграждение" и валентность (степень удовлетворения). Мотивация к труду корректируется ожиданиями.
Справедливость: Теория справедливости: - люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
Модель Портера-Лоулера включает элементы двух предыдущих теорий. Согласно ей достигнутые результаты зависят от трех переменных: усилий, затраченных работником в процессе деятельности, его способностей и характерных способностей, а также осознания им своей роли в процессе труда.
- 1.Совокупность научных подходов к менеджменту.
- 2.Структура системы промышленного менеджмента.
- 9.Классификация управленческих решений
- 10.Этапы и операции принятия решения.
- 11) Характеристики эффективного управленческого решения.
- 12) Методы принятия управленческих решений.
- 13. Психологический портрет личности.
- 14. Сущность мотивации достижения целей.
- 15. Стили руководства.
- 16. Управление конфликтами и стрессами.
- 17. Научная организация труда.
- 18. Принципы планирования.
- 19. Стратегический маркетинг как инструмент планирования.
- 20. Содержание и порядок разработки стратегических планов предприятия.
- 21. Содержание бизнес-плана.
- 22. Содержание оперативно календарного планирования.
- 23. Анализ факторов эффективности нововведений.
- 24. Организация ниокр.
- 25. Организационно-технологическая подготовка производства.
- 27. Типы производства
- 28. Принципы рациональной подготовки производства
- 29. Производственная структура предприятия
- 30. Организационная структура и факторы ее развития
- 31. Оперативное управление производством
- 32. Организация материально-технического обеспечения производства.
- 33. Организация энергетического хозяйства
- 34. Организация инструментального хозяйства.
- 35. Организация ремонтного хозяйства.
- 36. Организация транспортного и складского хозяйств.
- 37. Организация и обслуживание рабочего места