3.8 Руководство и мотивация персонала
Определяемые высшим руководством компании стратегические цели должны быть реализованы. Для этого необходима своеобразная ретрансляция высших экологических целей компании и их конкретизация посредством распределения обязанностей и ответственности среди всего персонала. Решению этих задач служит система руководства персонала. Каждый работник предприятия должен знать свою роль, ответственность и выполняемую им часть общих задач по ООС по реализации плана экологических, ресурсосберегающих и т.п. мероприятий.
На современных фирмах к числу методов природоохранной мотивации относят следующие:
создание образа экологически сознательного предприятия;
организация внутрифирменных курсов по повышению квалификации;
ориентация на групповые формы решения проблем, предусматривающие достаточную свободу в процессе принятия решений по экологическим вопросам;
реализация идейного запаса на предприятии в отношении экологических аспектов;
организация рабочих мест с минимальной нагрузкой на окружающую среду;
информирование сотрудников о целевых экологических показателях и углубление понимания взаимозависимостей, существующих между экологическими и экологическими целями.
Для экологически релевантной мотивации персонала важным также является наличие продуманной системы материального и нематериального стимулирования. Эта система может включать:
принятый порядок оценки достижения экологических целей, которую нельзя компенсировать экономическими результатами;
систему стимулирования предложений по ООС и работы экологических кружков;
связь планирования и реализации карьеры сотрудников, с одной стороны, и достижения экологических целей, - с другой;
предоставление достоверной экологической информации об участии работника в проектных группах, в семинарах, в принятии решений по экологическим проблемам и т.п.
Таблица 2.Требования к руководству в системе экологического менеджмента
Характеристика будущей ситуации | Требования к руководству | Требования к системам руководства |
Стремительное технологическое, экологическое и социальное развитие | Гибкость, самообучение, повышение квалификации сотрудников, принятие и стимулирование новых идей и инициатив и их использование | Гибкость, пространство для творчества и инноваций, поддержка и стимулирование коммуникаций |
Ужесточение конкурентной борьбы на мировых рынках | Глобальное мышление, содействие индивидуальным и групповым преимуществам | Содействие инновациям и кооперированию |
Растущая неопределенность внешней среды | Толерантность к проявлению неуверенности у персонала, большая гибкость | Улучшение информационной поддержки менеджмента, большая гибкость, усиление доверия к персоналу, минимизация администрирования |
Более комплексные задачи | Понимание комплексных связей, большее делегирование полномочий, менеджмент кооперирования | Усиление дифференциации и децентрализации, лучшее информирование сотрудников |
Индивидуализация | Партнерский стиль руководства | Мотивация через удовлетворение потребностей сотрудников, информирование сотрудников |
Изменение оценок и отношений | Способность к интеграции | Учет новой этики и морали, признание изменения роли руководства |
Новые потребности сотрудников | Предоставление автономности, признание индивидуальности, сотрудничество, а не приказы о выполнении работы | Децентрализация, допущение региональных «культур» |
- 2 Экологический маркетинг
- 2.2 Экологическая маркировка
- Экологические этикетки и декларации (по гост р исо 14020-99)
- Термины и определения
- Цели экологических этикеток и деклараций
- Основные принципы экологических этикеток и деклараций
- Самодекларируемые экологические заявления -маркировка II типа (по гост р исо 14021-2000)
- Определения
- Требования, которым должны соответствовать экологические заявления II типа
- Использование знаков в качестве экологических заявлений
- Сравнительные самодекларируемые заявления
- Оценка и проверка самодекларируемых экологических заявлений
- Наиболее популярные экологические термины, используемые в заявлениях II типа.
- Экологическая маркировка типа I (по гост р исо 14024-2000) Термины и определения
- Принципы экологической маркировки I типа
- Выбор функциональных характеристик продукции
- Отчетность и публикация
- Внесение изменений в экологические критерии продукции
- Процедуры сертификации продукции и проверка соответствия экологическим критериям
- 3 Персональный экологический менеджмент
- 3.1 Экологическая ориентация персонального менеджмента
- 3.2 Кадровое обеспечение системы экологического менеджмента
- Квалификационные требования к персоналу
- Обучение, обеспечение информированности и компетентности персонала
- 3.5 Мотивация персонала
- 3.6 Повышение квалификации, переподготовки и кадровый рост персонала
- 3.7 Оценка деятельности работников компании
- 3.8 Руководство и мотивация персонала
- Риск-менеджмент Классификация экологических и экономических рисков предприятия.
- Особенности управления различными видами экологических рисков.
- Современные подходы к экономической оценке экологических рисков.
- Методы и способы управления эколого-экономическими рисками на уровне предприятия.
- Страхование экологических рисков