logo
ЭМ_Тема4

2.2 Экологическая маркировка

Система экологической маркировки, принятая в странах Европейского союза и Канаде, относятся к методам законодательного регулирования охраны окружающей среды. Впервые система экомаркировки была принята в ФРГ в 1978 г. Канада, Япония и Норвегия приняли эту систему в 1989 г. В рамках Европейского Союза система была введена в 1993 г. и применена впервые к стиральным машинам.

Экомаркировка предназначена для обозначения положительной оценки данного индивидуального продукта в отношении его воздействия на ОС. Ее наличие подразумевает, что продукт проверен соответствующим образом, обычно на базе концепции экологического жизненного цикла.

Участие компаний в схемах экомаркировки может быть как добровольным, так и обязательным.

Экологическая маркировка преследует следующие цели:

В рамках Европейского Союза действуют две ключевые программы экомаркировки:

  1. Программа «знак качества» - для добровольного участия компании;

  2. программа экологической сертификации (ЕСР – Environmental Certification Programme) – обязательное для фирм – производителей потенциально опасных продуктов .

Программа нацелены на отбор наименее опасных и наиболее качественных продуктов.

В России с декабря 1997 года также введена в действие Федеральная система обязательной экологической сертификации (ФСОЭС).

«Экологическая сертификация» - деятельность по подтверждению соответствия объекта сертификации природоохранным требованиям, установленным действующим законодательством РФ, государственными стандартами и другими нормативными документами, в том числе международными и национальными стандартами других стран, введенными в установленном порядке.

Согласно ст. 33 Закона «Об охране окружающей среды» (2002 г. ) экологическая сертификация может быть обязательной и добровольной.

Объектами обязательной сертификации являются системы управления окружающей средой, производ­ственные и опытно-экспериментальные объекты, пред­приятия и организации, в том числе оборотной про­мышленности, использующие экологически вредные технологии; продукция, способная оказать вредное дей­ствие на окружающую среду; отходы производства и потребления в среде обращения с отходами.

Экологическая сертификация может завершаться присвоением продукту специального знака - эколейбла. Чтобы получить эколейбл, продукт должен иметь с экологической точки зрения существенно более высокое качество, чем другие подобные продукты. Как правило, эколейбл соответствия продукта определенному стан­дарту дается лишь нескольким продуктам во всей груп­пе. Этот контролирующий инструмент экологического менеджмента стимулирует производителей улучшить каче­ство продукции, чтобы достичь требуемых критериев. Когда процентное соотношение товаров, получивших маркировку, существенно возрастает, планка требований к качеству продукции также поднимается, что стимулирует производителей к циклу постоянных улуч­шений.

К основным недостаткам эколейблов относятся: на­личие недостаточно разъясненной информации о про­дукте и процессе, явно не реалистичная информация, а также вводящая в заблуждение информация.