2.2 Экологическая маркировка
Система экологической маркировки, принятая в странах Европейского союза и Канаде, относятся к методам законодательного регулирования охраны окружающей среды. Впервые система экомаркировки была принята в ФРГ в 1978 г. Канада, Япония и Норвегия приняли эту систему в 1989 г. В рамках Европейского Союза система была введена в 1993 г. и применена впервые к стиральным машинам.
Экомаркировка предназначена для обозначения положительной оценки данного индивидуального продукта в отношении его воздействия на ОС. Ее наличие подразумевает, что продукт проверен соответствующим образом, обычно на базе концепции экологического жизненного цикла.
Участие компаний в схемах экомаркировки может быть как добровольным, так и обязательным.
Экологическая маркировка преследует следующие цели:
«перехитрить» те предприятия, которые пытаются предоставить потребителю фальшивую или вводящую в заблуждение экологическую информацию (в том числе посредствам рекламы) путем осуществления экспертных, объективных оценок экологических качеств продукта;
повысить обеспокоенность потребителей по поводу экологических качеств продукции, подтолкнуть их к тому, чтобы при принятии решении о покупке они исходили из соображений экологической безопасности и ООС;
обеспечить производителям различные стимулы для разработки новых продуктов и процессов, менее опасных для окружающей среды.
В рамках Европейского Союза действуют две ключевые программы экомаркировки:
Программа «знак качества» - для добровольного участия компании;
программа экологической сертификации (ЕСР – Environmental Certification Programme) – обязательное для фирм – производителей потенциально опасных продуктов .
Программа нацелены на отбор наименее опасных и наиболее качественных продуктов.
В России с декабря 1997 года также введена в действие Федеральная система обязательной экологической сертификации (ФСОЭС).
«Экологическая сертификация» - деятельность по подтверждению соответствия объекта сертификации природоохранным требованиям, установленным действующим законодательством РФ, государственными стандартами и другими нормативными документами, в том числе международными и национальными стандартами других стран, введенными в установленном порядке.
Согласно ст. 33 Закона «Об охране окружающей среды» (2002 г. ) экологическая сертификация может быть обязательной и добровольной.
Объектами обязательной сертификации являются системы управления окружающей средой, производственные и опытно-экспериментальные объекты, предприятия и организации, в том числе оборотной промышленности, использующие экологически вредные технологии; продукция, способная оказать вредное действие на окружающую среду; отходы производства и потребления в среде обращения с отходами.
Экологическая сертификация может завершаться присвоением продукту специального знака - эколейбла. Чтобы получить эколейбл, продукт должен иметь с экологической точки зрения существенно более высокое качество, чем другие подобные продукты. Как правило, эколейбл соответствия продукта определенному стандарту дается лишь нескольким продуктам во всей группе. Этот контролирующий инструмент экологического менеджмента стимулирует производителей улучшить качество продукции, чтобы достичь требуемых критериев. Когда процентное соотношение товаров, получивших маркировку, существенно возрастает, планка требований к качеству продукции также поднимается, что стимулирует производителей к циклу постоянных улучшений.
К основным недостаткам эколейблов относятся: наличие недостаточно разъясненной информации о продукте и процессе, явно не реалистичная информация, а также вводящая в заблуждение информация.
- 2 Экологический маркетинг
- 2.2 Экологическая маркировка
- Экологические этикетки и декларации (по гост р исо 14020-99)
- Термины и определения
- Цели экологических этикеток и деклараций
- Основные принципы экологических этикеток и деклараций
- Самодекларируемые экологические заявления -маркировка II типа (по гост р исо 14021-2000)
- Определения
- Требования, которым должны соответствовать экологические заявления II типа
- Использование знаков в качестве экологических заявлений
- Сравнительные самодекларируемые заявления
- Оценка и проверка самодекларируемых экологических заявлений
- Наиболее популярные экологические термины, используемые в заявлениях II типа.
- Экологическая маркировка типа I (по гост р исо 14024-2000) Термины и определения
- Принципы экологической маркировки I типа
- Выбор функциональных характеристик продукции
- Отчетность и публикация
- Внесение изменений в экологические критерии продукции
- Процедуры сертификации продукции и проверка соответствия экологическим критериям
- 3 Персональный экологический менеджмент
- 3.1 Экологическая ориентация персонального менеджмента
- 3.2 Кадровое обеспечение системы экологического менеджмента
- Квалификационные требования к персоналу
- Обучение, обеспечение информированности и компетентности персонала
- 3.5 Мотивация персонала
- 3.6 Повышение квалификации, переподготовки и кадровый рост персонала
- 3.7 Оценка деятельности работников компании
- 3.8 Руководство и мотивация персонала
- Риск-менеджмент Классификация экологических и экономических рисков предприятия.
- Особенности управления различными видами экологических рисков.
- Современные подходы к экономической оценке экологических рисков.
- Методы и способы управления эколого-экономическими рисками на уровне предприятия.
- Страхование экологических рисков