logo
стратегический менеджмент-экзамен

Вопрос 22. Анализ внешней среды фирмы

Анализ внешней среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения как миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Он представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможные угрозы для фирмы. Внешнюю среду подразделяют на:

- микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;

- макросреду, косвенно влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду(факторы). (pest-анализ)

Внешняя среда делится на микроокружение и на макроокружение. К макроокружениям относятся:

        1. Анализ материалов, опубликованных в периодических изданиях

        2. Участие в профессиональных конференциях

        3. Анализ опыта деятельности самой фирмы

        4. Изучение мнения сотрудников фирмы

        5. Проведение собраний и обсуждений внутри фирмы

К микроокружению относится покупатели, поставщики, рынок рабочей силы, конкуренты и т.д.

На практике сформировались специфические методы анализа, объектами которых могут быть как отдельные группы и процессы, так и целые отрасли. К наиболее популярным методам анализа относятся:

- функционально-стоимостной анализ. При данном методе объектом анализа чаще всего служат продукты, продуктовые группы и производственные процессы. Стоимостной анализ позволяет минимизировать затраты на производство продукции.

- бенчмаркинг. Данный метод представляет собой процесс точного измерения и сравнения всех операций по разработке и внедрению продуктов мирового класса, как на собственном предприятии, так и у конкурентов. Объектом анализа являются продукты и их компоненты, функции и процессы на предприятии, связанные с производством, разработкой и сбытом продукции.. Обнаружение недостаточной эффективности выполнения тех или иных функций и итогового результата деятельности предприятия - цель такого анализа.

- классический сравнительный анализ. При данном анализе сопоставляются технико-экономические и финансовые показатели собственного предприятия с предприятиями конкурентами. Сравнение может относиться к конкретному периоду и быть статичным во времени.

- сравнительный отраслевой анализ. Анализ показателей предприятий одной отрасли. Например, оборот, производительность труда, рентабельность и т.д.

****************************************************************

PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.

Политические факторы: изучение законов и других нормативных актов с целью определения допустимых границ.(конституция РФ, международные отношения). Анализ изучения с целью ясного понимания о намерениях органов государственной власти, какая политическая идеология определяет политику правительства; насколько оно стабильно; насколько способна проводить свою политику в жизни; насколько сильно оппозиция стремиться к власти.

Экономические факторы: величина ВНП,- темп инфляции, - уровень безработицы, - процентная ставка, - производительность труда, - нормы налогообложения, - экономическая ситуация, - курсы валют, - экономическое законодательство, -торговые пошлины

При изучении экономических компонентов необходимо обратить внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития; добываемые природные ресурсы; типы и уровень развития конкуренции; уровень образования населения; величина з/пл.

Социальные факторы: уяснить влияние на бизнес таких компонентов как: -отношение людей к качеству жизни и работы; - существующие в стране обычаи и верования; - разделяемые людьми ценности; - демографические структуры общества; - рост населения и уровень образования; - мобильность людей, готовность к переменам.

Технологические факторы: - нано-технологии, - развитость производства, - научные исследования, - доступность исследования, - патентное законодательство, - технический регламент, - процедура лицензирования, - стандарты.

***********************************************************************