Вопрос 22. Анализ внешней среды фирмы
Анализ внешней среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения как миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Он представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможные угрозы для фирмы. Внешнюю среду подразделяют на:
- микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;
- макросреду, косвенно влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду(факторы). (pest-анализ)
Внешняя среда делится на микроокружение и на макроокружение. К макроокружениям относятся:
Анализ материалов, опубликованных в периодических изданиях
Участие в профессиональных конференциях
Анализ опыта деятельности самой фирмы
Изучение мнения сотрудников фирмы
Проведение собраний и обсуждений внутри фирмы
К микроокружению относится покупатели, поставщики, рынок рабочей силы, конкуренты и т.д.
На практике сформировались специфические методы анализа, объектами которых могут быть как отдельные группы и процессы, так и целые отрасли. К наиболее популярным методам анализа относятся:
- функционально-стоимостной анализ. При данном методе объектом анализа чаще всего служат продукты, продуктовые группы и производственные процессы. Стоимостной анализ позволяет минимизировать затраты на производство продукции.
- бенчмаркинг. Данный метод представляет собой процесс точного измерения и сравнения всех операций по разработке и внедрению продуктов мирового класса, как на собственном предприятии, так и у конкурентов. Объектом анализа являются продукты и их компоненты, функции и процессы на предприятии, связанные с производством, разработкой и сбытом продукции.. Обнаружение недостаточной эффективности выполнения тех или иных функций и итогового результата деятельности предприятия - цель такого анализа.
- классический сравнительный анализ. При данном анализе сопоставляются технико-экономические и финансовые показатели собственного предприятия с предприятиями конкурентами. Сравнение может относиться к конкретному периоду и быть статичным во времени.
- сравнительный отраслевой анализ. Анализ показателей предприятий одной отрасли. Например, оборот, производительность труда, рентабельность и т.д.
****************************************************************
PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.
Политические факторы: изучение законов и других нормативных актов с целью определения допустимых границ.(конституция РФ, международные отношения). Анализ изучения с целью ясного понимания о намерениях органов государственной власти, какая политическая идеология определяет политику правительства; насколько оно стабильно; насколько способна проводить свою политику в жизни; насколько сильно оппозиция стремиться к власти.
Экономические факторы: величина ВНП,- темп инфляции, - уровень безработицы, - процентная ставка, - производительность труда, - нормы налогообложения, - экономическая ситуация, - курсы валют, - экономическое законодательство, -торговые пошлины
При изучении экономических компонентов необходимо обратить внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития; добываемые природные ресурсы; типы и уровень развития конкуренции; уровень образования населения; величина з/пл.
Социальные факторы: уяснить влияние на бизнес таких компонентов как: -отношение людей к качеству жизни и работы; - существующие в стране обычаи и верования; - разделяемые людьми ценности; - демографические структуры общества; - рост населения и уровень образования; - мобильность людей, готовность к переменам.
Технологические факторы: - нано-технологии, - развитость производства, - научные исследования, - доступность исследования, - патентное законодательство, - технический регламент, - процедура лицензирования, - стандарты.
***********************************************************************
- 1. Сущность стратегического менеджмента и стратегические решения
- 2. Сравнение стратегического и оперативного менеджмента
- 3. История возникновения стратегического менеджмента
- 4. Взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического маркетинга
- 5. Вклад маркетинга в стратегический менеджмент
- 6. Эффективность системы стратегического менеджмента
- 7. Недостатки и ограничения стратегического менеджмента
- 8. Особенности стратегического управления в некоммерческих организациях
- 9. Этапы стратегического менеджмента
- 10. Формирование видения и миссии фирмы (а.И. Пригожин)
- 11. Значение миссии. Для решения каких задач предназначена миссия
- 12. Составляющие миссии и процесс создания миссии
- 13. Виды стратегических целей и требования к ней
- 14. Совокупность целей фирмы и их приоритеты
- 15. Понятие стратегии и отличительные черты стратегии
- 16. Модель конкурентных сил м. Портера
- 17. Пять элементов стратегии по Генри Минцбергу (5п)
- 18. Алгоритм разработки стратегии
- 19. Плюсы и минусы стратегии
- 20. Стратегии диверсифицированной компании
- 21. Понятие стратегических проблем и особенности их выявления
- Вопрос 22. Анализ внешней среды фирмы
- Вопрос 23. Движущие силы, вызывающие изменения в отрасли
- Вопрос 24.Отраслевой и конкурентный анализ
- Вопрос 25. Ключевые факторы успеха и их типы
- Вопрос 26. Анализ внутренней среды фирмы
- Вопрос 27. Стратегический стоимостной анализ
- Вопрос 28. Стратегия и тактика. Классификация стратегий
- Стратегии фирмы
- 1 Блок – базовые стратегии
- 2 Блок – стратегии достижения конкурентных преимуществ
- 3 Блок – стратегия поведения в конкурентной среде
- 4 Блок – отраслевые стратегии
- 6 Блок - функциональные стратегии
- 29. Базовые стратегии
- 30. Стратегии достижения конкурентных преимуществ
- 31. Стратегия дифференциации
- 32. Стратегии поведения в конкурентной среде
- 33. Стратегия организационных изменений
- 34. Анализ конкурентных преимуществ товара и фирмы
- 35. Отраслевые стратегии
- 36. Стратегии на стадии зарождения отрасли
- 37. Стратегии на стадии зрелости отрасли
- 38. Стратегии на стадии спада отрасли
- 39. Портфельные стратегии
- 40. Матрица возможностей и. Ансофф (по товарам/по рынкам)
- 41. Матрица Бостонской консультативной группы (бкг)
- 42. Экологическая стратегия
- 43. Понятие и типы стратегических альтернатив
- 44. Процесс разработки стратегических альтернатив и стратегического выбора
- 45. Роль и значение бенчмаркетинга
- 46. Укажите цели и задачи стратегического планирования
- 47. Раскройте типологию стратегического планирования
- 48. Этапы стратегического планирования
- 49. Бизнес план как элемент стратегического планирования
- 50. Процесс реализации стратегии
- 51. Стратегические изменения в отрасли
- 52. Сущность и процесс стратегического контроля
- 53. Мотивация персонала организации
- 54. Риски в стратегическом планирование развития предприятия
- 55. Позиционирование фирмы на рынке. Стратегическая сегментация
- 56. Стратегический контроль.