logo search
СОКР Менеджмент-текст лекций ЧАСТЬ 2 (Левченко) - копия

Содержание

  1. Понятие и значение организационной культуры. Виды и элементы организационной культуры.

  2. Содержание и типы организационных культур.

  3. Культура управления. Основы делового этикета

  4. Процесс управления развитием организационной культуры

  5. Задачи и функции кадровых служб.

  6. Кадровый потенциал. Кадровый цикл. Мониторинг персонала.

  7. Современные методы оценки персонала.

  8. Аттестация персонала и порядок ее проведения.

  9. Подбор и приобретение персонала. Лизинг персонала.

  10. Развитие персонала организации.

  11. Сущность и роль инновационного менеджмента

  12. Цели, задачи инновационного менеджмента

  13. Инновационные проекты и программы. Инновационный процесс

  14. Кадровое, финансовое, материально-техническое, информационное обеспечение инновационной деятельности. Мотивация творчества и нововведений.

  15. Природа и последствия конфликтов в организации

  16. Причины конфликтов. Типы конфликтов

  17. Процесс и фазы развития конфликта

  18. Методы разрешения конфликтов

  19. Причины сопротивления преобразованиям. Оценка возможности успеха изменений

  20. Процесс управления изменениями

  21. Сущность стратегического менеджмента и его определение

  22. Система стратегического управления

  23. Оценка и анализ внешней среды: основные задачи и порядок проведения работ, угрозы и возможности.

  24. Управленческое обследование внутренней среды организации: основные функциональные зоны и задачи обследования

  25. Анализ альтернатив и выбор базовой стратегии развития предприятий.

  26. Организация реализации целей и общей стратегии. Тактика, политика, процедуры и правила.

  27. Анализ сильных и слабых сторон организации. SWOT-анализ.

  28. Цели и этапы проведения портфельного анализа

  29. Матрица Бостонской консультационной группы

  30. Стратегия лидерства на основе низких издержек и условия ее применения

  31. Стратегия дифференциации продукции: сущность и подходы к повышению потребительской ценности товара и его сервиса

  32. Стратегия фокусирования, синергизма, их сущность, условия применения

  33. Выбор стратегии. Оценка выбранной стратегии. Выполнение стратегии.

  34. Сущность и функции маркетинга

  35. Оценка конкурентоспособности товара

  36. Роль, место управления производством в системе управления организацией. Типы производства.

  37. Принципы организации производства

  38. Управление «точно во время» и его проблемы применения

  39. Процесс формирования производственного плана.

  40. Процесс организации выпуска новых видов продукции.

  41. Информация, ее виды. Требования, предъявляемые к информации.

  42. Система информационного обеспечения управления и основы ее организации. Типичные базы данных современного предприятия.

  43. Сущность управления знаниями.

  44. Методы управления знаниями сотрудников.

  45. Сущность, цели и задачи финансового менеджмента

  46. Основные понятия финансового менеджмента

  47. Концепция всеобщего управления качеством. Постулаты Э. Деминга

  48. Сертификация продукции и систем качества

  49. Международные стандарты ISО 9000:2000

  50. Инструменты повышения качества продукции

  51. Партисипативная система управления качеством. Кружки качества.

  52. Понятие бизнес-процесса. Задачи реинжиниринга бизнес-процесосов.

  53. Методики реинжиниринга бизнес-процесосов.

  54. Общие понятия эффективности. Критерии оценки эффективности управления: производственно-экономические и социально-психологические

  55. Эффективность в традиционных теориях лидерства

  56. Концепции ситуационного лидерства.

  57. Качества эффективного менеджера

  58. Экономические показатели эффективности организации

  59. Методы управления затратами: точка безубыточности, метод учета АВС, бюджетирование и т.д.

  60. Методы и модели оценки эффективности организации. Сущность, критерии и показатели эффективности управления.

  1. Культура управления. Основы делового этикета

Этикет – это установленный порядок поведения делового человека среди окружающих его клиентов.

Деловой этикет – это установленный порядок делового общения, исходящий из принципов и норм деловой этики, включающий ряд правил, составляющих основу этикета, принятого для цивилизованных бизнесменов.

Культура управления – это обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Культура управления включает:  - совокупность знаний, их структуру и глубину;  - морально-этические нормы работы;  - отношение к труду;  - навыки в организации работы и выполнении ее отдельных элементов;  - умение владеть собой и понимать особенности работающих рядом людей

Этика (греч. ethika, от ethos – привычка, нрав) – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность.

Этика – это совокупность принципов человеческого поведения людей. Этика деловых отношений – это открыто провозглашаемые или декларируемые нормы поведения в деловом мире, которые зафиксированы в текстах и являются общезначимыми. Основные моральные качества в деловой этике:

Честность и порядочность

Терпимость

Тактичность и деликатность

Справедливость

Деловая обязательность

Деловая этика представляет собой совокупность принципов поведения людей, занятых в сферах управленческой предпринимательской деятельности. Такая этика позволяет рассматривать и оценивать деловые отношения предпринимателей, а также их личное поведение с точки зрения соответствия общепринятым в деловом мире принципам поведения.

Этические принципы и нормы поведения деловых людей – это общепринятые в деловом мире принципы поведения. К ним относятся: свобода, терпимость, тактичность и деликатность, справедливость, деловая обязательность и др.

Деловая этика базируется на такой общечеловеческой ценности, как свобода. Это означает: бизнесмен или менеджер должен ценить свободу своих конкурентов, что выражается в недопустимости вмешательства в их дела, ущемление, даже в мелочах, их интересов.

Другим основополагающим принципом деловых взаимоотношений является терпимость, которая означает осознание невозможности преодо­ления “с наскока” слабостей и недостатков партнеров, клиентов или подчинен­ных. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, помогает “гасить” конфликтные ситуации.

Деловые взаимоотношения всегда чреваты различного рода трудностями и конфликтами, поэтому они требуют тактичности и деликатности. Такт в таком общении - это не только понимание соответствия целей и норм поведения, но и умение применять этические нормы к конкретному человеку. Быть тактичным - это значит в любой ситуации осознавать своего партнера, клиента или подчиненного как равноправную человеческую личность с учетом особенностей пола, возраста, национальности, темперамента, привычек и т.д. Под деликатностью понимают вежливость и внимательность в общении, умение щадить самолюбие своих коллег. Это особая, свойственная только высокопрофессиональным менеджерам и бизнесменам форма проявления корректности и искренности при общении. Деликатность - наипростейший рабочий инструмент делового общения, помогающий с наименьшими морально-психологическими издержками решать деловые задачи.

Деловая этика ориентируется на такое понятие, как справедливость, которая предполагает оценку личностно-деловых качеств людей и их деятель­ности, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность.

У деловых людей всего мира существует такое понятие, как деловая обязательность. В США, например, известен термин “Техасское рукопожатие”, когда стороны просто договариваются, что будут вместе заниматься какой-либо деятельностью. Если одна из сторон нарушила условия договора, никто больше не будет с этой фирмой (организацией) иметь дела. Формула успеха западных предпринима­телей проста: преуспевание = профессионализм + порядочность. В бизнесе есть золотое правило: заботься о своих клиентах, а рынок позаботится о тебе.

Хорошую репутацию приобрести очень трудно, на это порой уходят годы, но зато утратить ее можно мгновенно и зачастую из-за пустяка, не ответив вовремя на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность или отсутствие такта в любой другой форме. Для репутации важно все: культура речи, одежда, манера поведения, интерьер офиса. Деловые контакты обрываются сразу же, как только обнаруживаются некомпетентность или непорядочность предпринимателей.

Итак, основной постулат этики каждой уважающей себя компании может быть выражен девизом: “прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли”.

Управленческая этика – это цель постоянно принимаемых, нравственно обоснованных решений. Основополагающими принципами управленческой этики являются гуманизм, коллективизм, социальная справедливость, патриотизм, единство слова и дела.

Решения и действия руководителей должны быть проникнуты уважением к людям, заботой об их здоровье, духовном и физическом развитии. Управление призвано выступать как надежная система сохранения неприкосновенности личного достоинства людей, как гарант их прав и обязанностей.

Этические нормы — это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.

С целью повышения уровня этичности руководителей и рядовых сотрудников в настоящее время в организациях проводят следующие мероприятия: разрабатываются этические кодексы и карты этики — набор этических правил и рекомендаций; создаются комитеты по этике; проводятся социальные ревизии; осуществляется обучение этичному поведению руководителей и сотрудников; организуются этические экспертиза и консультирование.

Нормы этического поведения руководителя — это правила, базирующиеся на знаниях и навыках этики, определяющих уважительное отношение руководителя к своим подчиненным и внешнему окружению.

В своем профессиональном и общечеловеческом поведении руководитель обязан являться примером для подчиненных.

Этика — это, как известно, совокупность принципов человеческого поведения. Распространяя это определение на область предпринимательства, можно утверждать, что деловая этика представляет собой совокупность принципов поведения людей, занятых в сфере предпринимательской деятельности.