8.5.4 Методы управления знаниями сотрудников. Процессы и проблемы формирования организационных знаний.
Управление знаниями – это не абсолютно новая парадигма, а лишь вновь осмысленные известные технологии управления, применяемые по-новому в современных условиях.
Методы управления знаниями следующие:
Better Practice Transfer используется для описания процесса разработки передачи знаний, задачами которого является организовать, создать, собрать и распространить знания и обеспечить их доступность для будущих пользователей.
Boundary Examination - способ улучшения формулировки проблемы для повышения ясности задачи, определения того, что является важным и неважным.
«Классический» мозговой штурм - создание большого количества идей с помощью коллективного обсуждения.
Communities of Practice - обмен знаниями и опытом в сообществе людей, увлеченных общим делом и стремящихся совершенствовать свои знания и навыки в этой области.
Negative (Reverse) Brainstorming - техника мозгового штурма с использованием обратных формулировок вопросов для разработки более креативных идей, чем при обычном мозговом штурме, когда сложно найти прямое решение проблемы
Nominal Group Technique - метод принятия групповых решений, который позволяет учесть мнение всех участников.
Open Space Technology - метод сбора людей на совещания, планерки и пр. Используется для поиска решения проблем, стратегического планирования, обмена знаниями и укрепления команды.
Peer Assist - техника для группового предпроектного обучения: выяснение мнений по проблеме, проекту или деятельности, и извлечение уроков из знаний и опыта участников.
Skills Export-Import - метод используется для создания матрицы навыков, необходимых и имеющихся в команде.
Social Network Analysis - метод визуализации нашего окружения, позволяющий определить, как нам лучше взаимодействовать с каждым для обмена знаниями.
Speed Networking - формат проведения деловых встреч для обмена информацией и установления новых деловых контактов.
Stakeholders Analysis - позволяет выявить влияние групп людей на результаты предложения или проекта.
Stakeholders Management - данный метод имеет важное значение, поскольку он помогает определить, какие налажены отношения с заинтересованными сторонами. Эти отношения могут быть преобразованы в партнерские.
Storytelling - помогает нам поделиться своими знаниями с контекстом и эмоциями. Истории могут захватить и удержать наше внимание, что повышает внимательность слушателей и более глубокого понимания передаваемых знаний.
Менеджмент знаний включает в себя следующие компоненты:
стимулирование прироста знаний;
отбор и аккумулирование значимых сведений из внешних по отношению к данной организации источников;
сохранение, классификацию, трансформацию, обеспечение доступности знаний;
распространение и обмен знаний, в том числе в рамках организации;
использование знаний в деловых процессах, в том числе в процессе принятия решений;
воплощение знаний в продуктах, услугах, документах, базах данных и программном обеспечении;
оценку знаний, измерение и использование нематериальных активов организации;
защиту знаний.
Есть несколько препятствий для эффективного управления знаниями: препятствия создания знаний; трудности в сохранении и распределении знаний; трудности в оценке ценности и измерении количества знаний. Создание знаний сдерживается невозможностью активного поиска информации, невозможностью проведения наблюдений, концептуализации и адекватного тестирования знаний. Проблемы сохранения и распределения знаний главным образом имеют отношение к неявно выраженным знаниям. Такие знания, являющиеся в значительной степени индивидуальными, очень плохо поддаются преобразованию в формат, который может храниться и распределяться между всеми членами организации. Иногда знания могут теряться в процессе пересылки. Отдельные люди могут препятствовать процессу распределения знаний. Это может происходить потому, что они рассматривают свое знание как источник персональной или организационной власти или потому, что они боятся возникновения ошибок. Наконец, существует проблема деления знаниями с сотрудничающими организациями, если мы хотим предотвратить утечку наших знаний к конкурентам. Эта потребность в контроле знаний – важный аспект управления.
- Содержание
- 9.2.4 Культура управления.
- 9.2.5 Основы делового этикета
- 9.1.3 Национальные особенности культур
- 9.3.2 Содержание отношений организационной культуры
- 9.3.3 Ценности успешных организаций.
- 9.3.4 Особенности формирования организационной культуры
- 9.3.5 Роль лидера в формировании и развитии организационной культуры.
- 9.4.2 Определение базовых ценностей и установление норм организационного взаимодействия
- 9.4.3 Управление организационной культурой
- 9.4.4 Оценка состояния и эффективности организационной культуры. Поддержание организационной культуры
- 9.4.5 Изменение организационной культуры
- 8.4.3 Современные методы оценки персонала
- 8.4.4 Подбор, развитие персонала. Лизинг персонала
- 8.6 Основы управления инновациями.
- Роль инновационных процессов.
- 8.6.2 Основные задачи инновационного менеджмента.
- 8.6.3 Кадровое, финансовое, материально-техническое и информационное обеспечение инновационной деятельности. Мотивация творчества и нововведений
- 8.6.5 Программно-целевое управление инновационной деятельностью и проектами
- 7.2.2 Типы конфликтов. Процесс и фазы развития конфликта.
- 7.2.3 Структурные и межличностные методы разрешения конфликтов.
- 7.3 Управление изменениями
- 7.3.1 Причины сопротивления преобразованиям
- 7.3.2 Стратегии управления изменениями. Процесс управления изменениями
- Тема 7. Основы стратегического управления
- 7.1. Сущность и система стратегического управления
- 7.3 Выбор стратегии. Факторы, влияющие на выбор стратегии
- 5.2. Анализ сильных и слабых сторон организации
- 2.4.1. Цели и этапы проведения портфельного анализа
- 2.4.2. Матрица Бостонской консультационной группы
- Относительная доля рынка, контролируемая фирмой
- Скорость роста
- 3.1.3. Стратегия лидерства по затратам и условия ее применения
- 3.1.4. Стратегии дифференциации продукции и концентрации
- I этап. Миссия организации
- II этап. Цели организации
- 10.2. Оценка и анализ внешней среды: основные задачи и порядок проведения работ, угрозы и возможности. Управленческое обследование: основные функциональные зоны и задачи обследования
- III этап. Оценка и анализ внешней среды
- IV этап. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации
- 10.3. Анализ альтернатив и выбор базовой стратегии развития организации. Организация реализации целей и общей стратегии. Тактика, политика, процедуры и правила
- V этап. Анализ стратегических альтернатив
- VI этап. Выбор стратегии
- VII этап. Реализация стратегического плана
- VIII этап. Оценка стратегического плана
- Тема 8 Управление функциями организации
- 8.1 Основы управления маркетингом.
- 8.1.1 Задачи маркетинга.
- 8.1.2 Анализ 4р.
- 8.1.3 Оценка конкурентоспособности товара. Особенности и выгоды продукта
- 8.2 Основы управления производством.
- 8.2.1. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- 8.2.2. Культура производства
- 8.2.3. Принципы организации производства
- 8.2.4.Система точно в срок
- 8.2.5 Цикловой график производства продукта
- 8.2.6.Процесс формирования производственного плана
- 8.2.7.Процесс организации выпуска новых видов продукции
- 8.3 Основы управления финансами.
- 8.5 Основы управления сбором и анализом информации о деятельности организации и управление знаниями.
- 8.5.1 Система информационного обеспечения управления и основы ее организации.
- 8.5.2 Типичные базы данных современного предприятия
- 8.5.3 Сущность управления знаниями.
- 8.5.4 Методы управления знаниями сотрудников. Процессы и проблемы формирования организационных знаний.
- Тема 9 Основы управления качеством
- 9.1 Концепция всеобщего управления качеством
- 9.2 Постулаты э. Деминга. Качество и конкурентоспособность
- Стандартизация и сертификация продукции и производства. Международная система качества: стандарты исо
- 9.4 Партисипативная система управления качеством. Кружки качества
- Тема 6 Реинжиниринг бизнес-процессов.
- 6.1 Понятие бизнес – процесса.
- 6.2 Задачи реинжиниринга бизнес-процессов.
- 6.3 Выделение бизнес-процессов
- 6.4 Требования к персоналу бизнес-процесса.
- 6.5 Особенности формирования организационной структуры на основе бизнес-процессов.
- 13.2 Эффективность руководства в теориях лидерства
- 13.2.1 Традиционные теории лидерства. Теория лидерских качеств
- 13.2.2 Концепции лидерского поведения и ситуационного лидерства.
- 13.2.3 Концепции атрибутивного, харизматического и преобразующего лидерства
- 13.2.4 Качества эффективного менеджера
- 13.3 Управление затратами.
- 13.4 Методы оценки эффективности управления организацией.
- 13.4.1 Базовые модели оценки эффективности управления организацией.
- 13.4.4 Финансово-экономические показатели эффективности организации
- 13.4.5 Методы и модели оценки эффективности организации