logo
СОКР Менеджмент-текст лекций ЧАСТЬ 2 (Левченко) - копия

9.2 Постулаты э. Деминга. Качество и конкурентоспособность

Эдвард Деминг - американский специалист в области математической статистики и менеджмента, отец японского «чуда» в сфере качества, который после второй мировой войны реализовал свои идеи промышленности Японии.

Программа Э. Деминга в сфере качества базировалась на трех простых и прагматических аксиомах:

На основе собственного богатого опыта Э. Деминг в своей книге «Качество, продуктивность, конкурентоспособность», которая вышла в США в 1982 году, сформулировал 14 постулатов качества.

  1. Улучшение качества должно быть постоянной целью предприятия. Жесткая конкуренция требует непрерывного улучшения качества. Нельзя эту работу проводить эпизодически.

  2. Философией предприятия должна быть абсолютная недопустимость несоответствий. Эта философия должна быть выражена в принятом на предприятии руководстве. Высшее руководство должно проникнуться мыслью об абсолютной недопустимости несоответствий, малейших задержек, простоев, ошибок, дефектов, а также взять непосредственно на себя лидерство в осуществлении изменений.

  3. Зависимость качества продукции от массового контроля должна быть исключена. Дефекты надо исключить до того, как они могут появиться. Если ориентироваться на контроль качества, значит признавать, что определенный уровень несоответствий является неизбежным. Статистические доказательства необходимого качества продукции позволяют избежать затрат на выявление и исправление дефектов.

  4. Прекратить покупки, руководясь низкой ценой. Если привлечь дешевых поставщиков, а потом столкнуться с отбраковкой материалов, то можно понести дополнительные издержки. Поэтому при заключении контракта необходимо всесторонне оценивать насколько закупаемая продукция соответствует своему назначению.

  5. Улучшать каждый процесс. Постоянно надо совершенствовать любую деятельность на предприятии (планирование, производство, обслуживание и т.д.).

  6. Учить всех, в том числе администрацию. Надо использовать современные методы обучения. Работники должны знать статистические методы регулирования технологических процессов.

  7. Новые методы руководства (руководитель – учитель, а не судья). Людям и оборудованию надо помогать выполнять работу наилучшим образом.

  8. Изгонять страх (достоинство, мотивация к труду - главное). Должно господствовать суровая, но свободная от угроз и непонятных действий атмосфера. Необходимо раскрепощать людей, чтобы они работали эффективно и продуктивно в интересах предприятия. Результатом таких действий администрации станут лояльность, высокая продуктивность и добросовестность.

  9. Уничтожать барьеры между подразделениями. Для пользы общего дела следует решительно разрушать барьеры между людьми, работающими в разных подразделениях. Этому может способствовать использование автоматизированных систем, обеспечивающих широкий доступ к информации. Работник должен воспринимать предприятие как одно целое и четко представлять свою роль в общем деле, при этом не обязательно разбираясь во всех его аспектах.

  10. Отбросить лозунг и призывы, неподкрепленные соответствующими действиями и средствами.

  11. Исключить количественные нормы для работников и количественные характеристики для администрации. Рейтинги, оценки эффективности целевого управления и другие количественные характеристики принижают людей, сдерживают их инициативу, разрушают личность.

  12. Устранить барьеры, которые не позволяют людям гордиться своей квалификацией (люди должны чувствовать свой вклад в общее дело). Работник может гордиться своей квалификацией, если реально чувствует свой личный вклад в общее дело. Любое задание должно рассматриваться с точки зрения успеха организации в целом. Работник это должен понимать и чувствовать.

  13. Поощрять образование и самосовершенствование.

  14. Четко устанавливать обязанности руководства высшего звена в сфере качества(нельзя качество перепоручать, но все подчиненные должны участвовать в его улучшении). Руководитель любого рангу не может перепоручать вопросы постоянного улучшения качества своим подчиненным. Высшее руководство, администрация и непосредственные исполнители – все должны воплощать в жизни перечисленные выше 14 постулатов качества.

Под качеством понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

С позиции потребителей, качество изделия – это степень удовлетворенности их требований.

Помимо перечисленных показателей важна и цена изделия. Именно в связи с ценой возникает вопрос экономически оптимального или экономически рационального качества.

Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат или цена единицы качества.

Конкурентоспособность — способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. На одном рынке объект может быть конкурентоспособным, на другом — нет. На эффективность и соответственно конкурентоспособность товара прежде всего влияют три фактора: себестоимость, качество и затраты потребителя.