logo
СОКР Менеджмент-текст лекций ЧАСТЬ 2 (Левченко) - копия

2.4.1. Цели и этапы проведения портфельного анализа

Портфель организации (корпоративный портфель) – это совокупность относительно самостоятельных хозяйственных подразделений (стратегических единиц бизнеса), принадлежащих одному владельцу.

Портфельный анализ – это инструмент, с помощью которого руководство организации выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения (прекращения) инвестиций в неэффективные проекты. При этом оценивается относительная привлекательность рынков и конкурентоспособность организации на каждом из этих рынков. Предполагается, что портфель компании должен быть сбалансирован, т. е. должно быть обеспечено правильное сочетание подразделений или продуктов, испытывающих потребность в капитале для обеспечения роста, с хозяйственными единицами, располагающими некоторым избытком капитала.

Методы портфельного анализа помогают менеджерам лучше понять бизнес, создать ясную картину формирования затрат и прибылей в диверсифицированной компании. Это, в свою очередь, требует тщательного анализа возможностей и угроз для каждого хозяйственного подразделения (бизнес-единицы). Теоретической базой портфельного анализа является концепция жизненного цикла товара, опытная кривая и база данных PIMS. При этом портфельный анализ рекомендует, чтобы для целей разработки стратегии каждый продукт компании, ее хозяйственные подразделения рассматривались независимо, что позволяет сравнивать их между собой и с конкурентами.

Основным приемом портфельного анализа является построение двухмерных матриц, с помощью которых бизнес-единицы или продукты могут сравниваться друг с другом по таким критериям, как темпы роста продаж, относительная конкурентная позиция, стадия жизненного цикла, доля рынка, привлекательность отрасли.

Цели портфельного анализа следующие:

 согласование бизнес-стратегий или стратегий хозяйственных подразделений организации;

 распределение кадровых и финансовых ресурсов между хозяйственными подразделениями;

 анализ портфельного баланса;

 установление исполнительных задач;

 проведение реструктуризации организации (слияние, поглощение, ликвидация).

Этапы проведения портфельного анализа следующие:

1. Все виды деятельности организации (ассортимент продукции) разбиваются на стратегические единицы бизнеса. Задача идентификации (выделения) бизнес-единиц достаточно сложна, особенно для крупных корпораций. Считается, что бизнес-единица должна выполнять следующие функции:

 обслуживать рынок, а не работать на другие подразделения организации. Если свыше 60% продукции производственной единицы используется внутри фирмы другой производственной единицей, то целесообразно рассматривать эти два подразделения как один объект для целей стратегического анализа;

 иметь своих потребителей и конкурентов;

 руководство бизнес-единицы должно контролировать ключевые факторы, которые определяют успех на рынке.

2. Определяется относительная конкурентоспособность этих бизнес-единиц и перспективы развития соответствующих рынков.

3. Разрабатывается стратегия каждой бизнес-единицы (бизнес-стратегия), и бизнес-единицы со схожими стратегиями объединяются в однородные группы.

4. Руководство оценивает бизнес-стратегии всех подразделений организации с точки зрения их соответствия корпоративной стратегии, соизмеряя прибыль и ресурсы, требующиеся каждому подразделению.

Если выполнить все стадии портфельного анализа, то менеджер получит хорошее определение стратегических единиц бизнеса, их положения на рынке, перспектив развития и вклада каждой бизнес-единицы в корпоративный портфель. Главный недостаток портфельного анализа заключается в использовании данных о текущем состоянии бизнеса, которые не всегда можно экстраполировать в будущее.