2.4.2. Матрица Бостонской консультационной группы
В основе матрицы Бостонской консультационной группы (БКГ), или матрицы роста доли рынка, лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар-«проблема»), рост (товар-«звезда»), зрелость (товар-«дойная корова») и спад (товар-«собака»). При этом денежные потоки и прибыль организации также меняются: отрицательная прибыль сменяется ее ростом и затем постепенным снижением.
Бизнес-единицы организации классифицируются по показателям относительной доли рынка (ОДР) и темпов роста отраслевого рынка (ТРР). Показатель ОДР определяется как доля рынка бизнес-единицы, деленная на долю рынка крупнейшего конкурента.
Показатель ТРР основан на прогнозах продаж продукции отрасли и связан с анализом жизненного цикла отрасли.
Для построения матрицы БКГ фиксируем по горизонтальной оси значения относительной доли рынка, по вертикальной оси – значения темпов роста рынка. Далее, разделив данную плоскость на четыре части, получаем искомую матрицу (рис. 11).
Значения ТРР
Товар-«собака» Высокая (>1) Низкая (<1) 1,0