logo search
3

Правила речевого этикета

Знакомство в официальной обстановке

Разрешите (позвольте) с Вами познакомиться!

Позвольте представиться!

Говорящий как бы просит предварительное разрешение вступить в контакт, назвать себя. Это исключает категоричность, оставляет право согласия за партнером (условно)

Говорящий называет свою фамилию, имя, отчество ( в именительном падеже)

Возможно использование глагола «зовут»- тогда предложение лучше разделить: Меня зовут (возможен родительный падеж - И.О.), моя фамилия- ( в именит. п.)

Далее называется профессия, должность, место работы.

Если говорящий уполномочен представлять определенную организацию, следует назвать ее:

Я представляю фирму ...

Деловое знакомство предполагает обмен визитными карточками:

Позвольте вручить Вам мою визитную карточку.

В ситуациях делового общения будущих партнеров часто представляет друг другу посредник.

Познакомьтесь, пожалуйста...

Разрешите вас познакомить... называется имя, фамилия, отчество каждого из знакомящихся ( в именительном падеже)

Вариант: те, кого знакомят, поочередно называют друг другу свою фамилию, имя, отчество.

В случае представления одного человека группе лиц:

Разрешите вам представить нового сотрудника.

Позвольте познакомить вас...

Ответная реплика - подчеркнуть удовлетворенность по поводу состоявшегося знакомства:

Очень приятно!

Очень рад!

Очень рад с Вами познакомиться ... ( и сказать И.О.)

Мне очень приятно, что мы познакомились....

Приветствие и прощание

Для делового общения характерно стилистически нейтральные приветствия:

Здравствуйте, добрый день.

Прощание: до свидания.

При обращении к аудитории:

Дамы и господа! Разрешите (позвольте) приветствовать вас!

Цель вопросов о самочувствии и делах - по существу дань этикету и выразить общие знаки внимания, следовательно, лучше дать краткие и нейтральные варианты ответа

Как дела?

Не могу пожаловаться ( нормально, неплохо)

И в свою очередь задать собеседнику один-два аналогичных вопроса.

Поздравление, благодарность.

Благодарю ( я – вас – здесь - сейчас)

Стилистически повышенная формулировка ( особенно в письменной речи):

Примите мою благодарность, позвольте выразить благодарность.

Стилистически повышенные формулы характерные для официальной обстановки общения:

Разрешите мне поздравить

Позвольте мне поблагодарить

Примите нашу благодарность

Ответные формулы благодарности

Я признателен за внимание

Примите мою благодарность

Я Вам очень признателен

Этикет делового общения предполагает благодарность ( сдержанно-корректную, а не эмоциональную) в ответ на положительную оценку вашей работы:

Благодарю, мне очень приятно слышать такой отзыв о своей работе.

Спасибо за помощь.

Задавая вопрос, говорящий заранее благодарит за ответ, поскольку слово ему предоставляется только один раз ( поблагодарить отвечавшего после ответа он не сможет)

Как вы думаете ... (формулировка вопроса). Спасибо.

Извинение

Приносятся извинения в той форме, которая наиболее уместна в данном случае.

Извините ( пожалуйста) (за что) за опоздание, за беспокойство..

Прошу извинить меня ( приношу свои извинения)

Оттенок усиления официальности содержится в речевых формулах:

Приношу свои ( свои глубокие) извинения.

Я должен извиниться перед Вами

Я не могу не принести извинения Вам

Разрешите извинится за...

Разрешите принести извинения по поводу ( чего)..

В письменной речи используются обороты, характерные только для официально-делового стиля, имеющие следственное значение:

Я не смог этого сделать ввиду того, что ...( в связи с тем, что) ...

Реакция на извинения по телефону ( тем более, на письменное извинение) должна прозвучать, ответ должен быть корректным и немногословным:

Я принимаю ваши извинения.

Просьба, совет

Официальное распоряжение с достаточным основанием можно назвать просьбой, выполнение которой обязательно

Подготовьте, пожалуйста, отчет ...

Основной формой выражения просьбы ( как и совета) является повелительное наклонение глагола

( напишите об этом; поставьте вопрос;)

В обращении к коллеге, равному по возрасту, по служебному положению :

Будьте любезны, передайте мне...

Будьте добры, пригласите к телефону..

В ситуациях коллективного общения:

Прошу желающих выступить.

Просим соблюдать тишину.

«просьба + инфинитив»

Просьба соблюдать регламент

Оттенок не категоричности, желательности придает просьбе использование глаголов в сослагательном наклонении:

Мне бы хотелось, чтобы Вы написали...

Приходите завтра, если это удобно для Вас ( если это вас устраивает)

Прошу Вас сделать ... ( я в этом заинтересова)

Советую Вам ..попробуйте сделать так ( вместо в Ваших интересах)

Хотелось бы Вам посоветовать...

Почему бы Вам не поехать...

Как Вы смотрите на то, чтобы...

Не будете ли Вы против того, чтобы...

Вежливость просьбы или совета обеспечивается и вопросительными конструкциями:

Не хотите ли Вы принять участие ( в чем?)...

не могли бы Вы ответить на этот вопрос?