logo
3

3.1. Понятие телесного имиджа.

Тело ­ это в значительной мере социальный конструкт, с помощью своего тела человек представляет себя миру, это средство коммуникации, посредством которого люди передают большой объем информации о себе для окружающих с целью стимулирования их поведения в том или ином направлении. Тело играет важную роль в сближении людей. Внешность, приближающаяся к существующим в данной культуре эталонам красоты, повышает конкурентоспособность человека. Осознание, что телесный образ производит благоприятное впечатление на окружающих, способствует приобретению уверенности в себе.

Исследования показывают, что тип телосложения человека может стать существенным элементом образа. В целом в настоящее время принято соотносить три типа телосложения с тремя типами личностной организации.( )

Эндоморфное (пикническое) телосложение – склонный к полноте индивид, ассоциируется с висцеротоническим типом личности, основными характеристиками которого являются общительность, любовь к комфорту и хорошей пище, частая смена настроений.

Мезоморфное (атлетическое) телосложение – стройный, сильный, мускулистый индивид, ассоциируется с соматотоническим типом личности, для которого характерны высокий жизненный тонус, любовь к приключениям и риску.

Эктоморфное (астеническое) телосложение – высокий, худой, хрупкий индивид, ассоциируется с церебротоническим типом личности, характерными чертами которого являются замкнутость, сдержанность, бережливость, умеренность, пассивность.

Все три характеристики конституции тела могут, несомненно, возникать как результат бытующих стереотипов и ожиданий. Скажем, общительный толстяк небольшого роста держится в полном соответствии с осознаваемым им стереотипом, а окружающие при взаимодействии с ним ориентируются на свои представления о том, как должен вести себя такой человек. Так осуществляется обратная связь, подкрепляющая и поддерживающая ожидания, относящиеся к поведению индивида. Вследствие этого у человека возрастает склонность к ожидаемому от него стереотипному поведению.

Форма тела является важным элементом в создании образа, но его стандарты, оценка изменялись в истории. Как пишет Ильин на стадии родового общества упитанность человека воспринималась как символ высокого статуса. В период восходящего капитализма объем живота у купцов, промышленников демонстрировал высокий статус. В высших кругах Великобритании 19 века красота женщины предполагала телесную солидность. Аналогичные эталоны красоты и респектабельности господствовали и в старой России. Когда голод перестает быть проблемой общества, культурная норма такова, что престижно быть сухощавым, подтянутым. Предполагается, что преуспевающий человек находит время и на работу, и на активный отдых в отличие от того, кто свою жизнь кладет на зарабатывание денег. Поэтому спортивная фигура и сам факт систематических занятий физкультурой ­ это современный символ способностей, делового успеха. Сейчас значительная часть потребления ориентирована на удовлетворение потребности в формировании красивого тела как инструмента социального взаимодействия людей.

Людям импонируют личности не просто физически сильные, но и обладающие изящным телом. Физическая гармония всегда способствует визуальной привлекательности. Если к этому добавить личностную самобытность, высокую культуру и владение своим телом, то такой образ становится неотразимым. Умение чувствовать тело, мышечная непринужденность, пластичность ( согласованность, ритмичность движений), красота телесных форм, по мнению Л.Н. Толстого, всегда совпадает с понятием деятельной жизненной энергией, внутренней свободой.

Пластичность наших движений, их выразительность во многом завися от умения расслаблять мышцы после целесообразного их напряжения. Свобода, непринужденность - это умение убирать лишнее физическое напряжение, скованность, бесцельные движения. Мышечное напряжение возникает от стремления казаться на людях лучше, умнее, красивее, изящнее, более ловкими, чем есть на самом деле. Свое смущение, скованность человек прикрывает массой хаотических движений.

Мерой мышечной свободы тела является ощущение приятно ли смотреть на телодвижения человека, если приятно, то человек свободен, если что ­ то смущает нас, не нравиться ­ мышечной свободы нет. Свободное от напряжения тела всегда пластично и красиво, так как движения становятся лаконичными, экономными.

Физические движения тела это не только способ держать себя, но это есть и выражение внутреннего состояния человека, его внешнее проявление отношения к окружающим, а также составляют важную часть имиджа.

3.2. Походка и жесты

Телодвижение, его образ, устойчиво фиксируется в походке. Она ­ своеобразная картограмма личности. Ее составляющими являются ритм, динамика шага и масса тела. Все эти данные у разных людей проявляются с большим или меньшим отличием. По походке можно судить о самочувствии человек, его характере, возрасте.

Жесты являются телесным проявлением эмоций и мыслей. Они несут в себе огромное количество информации, которая чаще более искренняя, чем произносимые слова. Жесты не сводятся только к рукам. Поворот шеи, движение ног, осанка -это жесты. Но все они приобретает особую информационную выразительность благодаря жестикуляции рук. Чехов М. писал: «Взгляните на жесты человека, когда он говорит. Отвлекитесь от смысла его слов и попробуйте сами подобрать слова к жестам. Много неожиданного «услышите» вы от человека через язык его жестов. Пусть он перед вами в прекрасных словах развивает свои идеалы, а посмотрите на его руки, на жесты его, и вы, быть может, увидите, как он угрожает вам, оскорбляет, толкает вас. Язык жестов правдивее слов.» ( )