logo
3

4. Выбор одежды ­ создание образа

4.1. Одежда как коррекция телесного образа

Выбор одежды рассматривается как свидетельство того, как человек сам себя представляет. Своей одеждой человек сознательно, а чаще бессознательно показывает, каким он хочет чтобы его видели окружающие. Свою личность трудно скрыть, она прорывается вопреки воле человека в знаках одежды. Даже если он сам ничего не хотел сказать, окружающие прочтут содержащиеся в его одеянии знаки, символы. Одежда это текст, состоящий из знаков и символов. С помощью этого текста люди общаются друг с другом, конструируют свой образ, пытаются достичь определенные цели, удовлетворить какую­то потребность. Одежда дает реальную возможность выразить свою индивидуальность, это « Я ­ образ», который носят на себе. . Одеждой человек заявляет о своих привязанностях, поддержке традиций, либо отказе от них. Человек отбирает вещи, которые с его точки зрения символизируют то, что он хотел сказать о себе: о своей половой принадлежности, о возрасте, доходах, о профессии, статусной позиции, вкусах, настроении , принадлежности к какой – либо социальной группе. По выбору одежды можно судить в какой степени человек подвержен психологическому давлению группы, на какую роль он претендует

Одежда влияет и на того, кто ее носит, и на партнера по диалогу. Костюм создает образ, от которого зависит, как будут с человеком обращаться. Строгий костюм ­ сигнал для окружающих соблюдать дистанцию, не выходить за рамки холодной вежливости, человек в джинсах выглядит более раскованным, открытым.

Униформа ­ это одежда жестко привязанная к статусу человеку. Это деиндивидуализация человека. Униформа заставляет как самого человека ощущать себя только как представителем определенной профессии, так и создает такой же эффект со стороны окружающих. Люди к человеку в униформе обращаются как к представителю определенной профессии и не ждут от него никаких личностных качеств и эмоций. Одежда может выступать и как знак отношения общества к человеку. Заставляя его одевать определенную одежду общество тем самым отторгает человека. Приведем пример из книги Т. Драйзера. Финансист (480 с.) Каупервуд., главный герой книги, оказавшись в тюрьме и вынужденный одеть арестанскую одежду, чувствует: «Так вот, значит, как общество поступает с преступником. Отталкивая его от себя, срывает с него приличные одежды, облекает вот в эти отрепья… В подобной ( арестантской) одежде он чувствовал себя униженным, несуразным и знал, что таким же видят его и другие»

Одежда используется как сознательно сконструированный символ, развивающий символическую функцию тела. Чем несовершеннее тело, тем больше оснований скрывать его реальные контуры и создавать искусственные. Одежда скрывает то, что показывать нежелательно и создает иллюзию наличия того, что на самом деле отсутствует. Одежда удовлетворяет потребность человека создавать иллюзию наличия тела, приближающегося к эталонам и передавать окружающим текст, благоприятствующий общению, создающий определенный образ, усиливающий сексуальную привлекательность.