logo
3

2.1. Манеры межличностного взаимодействия

Манеры – это есть внешние формы поведения человека, его способ держать себя, его привычки. В манере общения, взаимодействия с людьми проявляются различные качества человека. Если они оцениваются людьми положительно, то создается привлекательный образ. Манеры, как пишет Ершов, это как бы поверхность поведения. Их можно уподобить инструментам во взаимоотношении с людьми. Но хорошие инструменты могут быть употреблены с самыми разными целями. За хорошими манерами нередко скрывается самое неприглядное содержание. Воспитанность, хорошие манеры вследствие их универсальности нивелируют людей и поэтому скрывают их подлинные качества, устремления. Хотя качества человека, его вкусы и интересы не только скрываются, но и обнаруживаются в том, в каких именно обстоятельствах всего отчетливее проявляется его воспитанность и как именно она обнаруживается в каждом случае, в самых, казалось бы, незначительных мелочах. И кроме того, вежливость, внимание к интересам партнера, постоянная мобилизованность, подтянутость в общении, такие и подобные им манеры признаются целесообразными едва ли не в любом человеческом коллективе. Так как при прочих равных условиях с воспитанным человеком всегда легче иметь дело, чем с тем, кто лишен этих навыков.