Правила речевого этикета
Знакомство в официальной обстановке
Разрешите (позвольте) с Вами познакомиться!
Позвольте представиться!
Говорящий как бы просит предварительное разрешение вступить в контакт, назвать себя. Это исключает категоричность, оставляет право согласия за партнером (условно)
Говорящий называет свою фамилию, имя, отчество ( в именительном падеже)
Возможно использование глагола «зовут»- тогда предложение лучше разделить: Меня зовут (возможен родительный падеж - И.О.), моя фамилия- ( в именит. п.)
Далее называется профессия, должность, место работы.
Если говорящий уполномочен представлять определенную организацию, следует назвать ее:
Я представляю фирму ...
Деловое знакомство предполагает обмен визитными карточками:
Позвольте вручить Вам мою визитную карточку.
В ситуациях делового общения будущих партнеров часто представляет друг другу посредник.
Познакомьтесь, пожалуйста...
Разрешите вас познакомить... называется имя, фамилия, отчество каждого из знакомящихся ( в именительном падеже)
Вариант: те, кого знакомят, поочередно называют друг другу свою фамилию, имя, отчество.
В случае представления одного человека группе лиц:
Разрешите вам представить нового сотрудника.
Позвольте познакомить вас...
Ответная реплика - подчеркнуть удовлетворенность по поводу состоявшегося знакомства:
Очень приятно!
Очень рад!
Очень рад с Вами познакомиться ... ( и сказать И.О.)
Мне очень приятно, что мы познакомились....
Приветствие и прощание
Для делового общения характерно стилистически нейтральные приветствия:
Здравствуйте, добрый день.
Прощание: до свидания.
При обращении к аудитории:
Дамы и господа! Разрешите (позвольте) приветствовать вас!
Цель вопросов о самочувствии и делах - по существу дань этикету и выразить общие знаки внимания, следовательно, лучше дать краткие и нейтральные варианты ответа
Как дела?
Не могу пожаловаться ( нормально, неплохо)
И в свою очередь задать собеседнику один-два аналогичных вопроса.
Поздравление, благодарность.
Благодарю ( я – вас – здесь - сейчас)
Стилистически повышенная формулировка ( особенно в письменной речи):
Примите мою благодарность, позвольте выразить благодарность.
Стилистически повышенные формулы характерные для официальной обстановки общения:
Разрешите мне поздравить
Позвольте мне поблагодарить
Примите нашу благодарность
Ответные формулы благодарности
Я признателен за внимание
Примите мою благодарность
Я Вам очень признателен
Этикет делового общения предполагает благодарность ( сдержанно-корректную, а не эмоциональную) в ответ на положительную оценку вашей работы:
Благодарю, мне очень приятно слышать такой отзыв о своей работе.
Спасибо за помощь.
Задавая вопрос, говорящий заранее благодарит за ответ, поскольку слово ему предоставляется только один раз ( поблагодарить отвечавшего после ответа он не сможет)
Как вы думаете ... (формулировка вопроса). Спасибо.
Извинение
Приносятся извинения в той форме, которая наиболее уместна в данном случае.
Извините ( пожалуйста) (за что) за опоздание, за беспокойство..
Прошу извинить меня ( приношу свои извинения)
Оттенок усиления официальности содержится в речевых формулах:
Приношу свои ( свои глубокие) извинения.
Я должен извиниться перед Вами
Я не могу не принести извинения Вам
Разрешите извинится за...
Разрешите принести извинения по поводу ( чего)..
В письменной речи используются обороты, характерные только для официально-делового стиля, имеющие следственное значение:
Я не смог этого сделать ввиду того, что ...( в связи с тем, что) ...
Реакция на извинения по телефону ( тем более, на письменное извинение) должна прозвучать, ответ должен быть корректным и немногословным:
Я принимаю ваши извинения.
Просьба, совет
Официальное распоряжение с достаточным основанием можно назвать просьбой, выполнение которой обязательно
Подготовьте, пожалуйста, отчет ...
Основной формой выражения просьбы ( как и совета) является повелительное наклонение глагола
( напишите об этом; поставьте вопрос;)
В обращении к коллеге, равному по возрасту, по служебному положению :
Будьте любезны, передайте мне...
Будьте добры, пригласите к телефону..
В ситуациях коллективного общения:
Прошу желающих выступить.
Просим соблюдать тишину.
«просьба + инфинитив»
Просьба соблюдать регламент
Оттенок не категоричности, желательности придает просьбе использование глаголов в сослагательном наклонении:
Мне бы хотелось, чтобы Вы написали...
Приходите завтра, если это удобно для Вас ( если это вас устраивает)
Прошу Вас сделать ... ( я в этом заинтересова)
Советую Вам ..попробуйте сделать так ( вместо в Ваших интересах)
Хотелось бы Вам посоветовать...
Почему бы Вам не поехать...
Как Вы смотрите на то, чтобы...
Не будете ли Вы против того, чтобы...
Вежливость просьбы или совета обеспечивается и вопросительными конструкциями:
Не хотите ли Вы принять участие ( в чем?)...
не могли бы Вы ответить на этот вопрос?
- Тема. Имидж лидера
- 1. Понятие имиджа
- 1.1. Особенности имиджа
- 1.2. Яобраз
- 1.3. Стратегия самопрезентации
- 1.5. Конструирование удачного личного имиджа
- Для создания удачного образа рекомендуют сначала понять, что является привлекательным для других, познать себя:
- 2. Манеры и поведение в имидже
- 2.1. Манеры межличностного взаимодействия
- 2.2. .Моделирование поведения
- Уважение к партнеру
- Правила речевого этикета
- 3. Телесный имидж
- 3.1. Понятие телесного имиджа.
- 3.3. .Мимика
- 4. Выбор одежды создание образа
- 4.2. .Цветопредпочтение и имидж
- 4.3. Деловая одежда
- 4.4. Декоративная косметика, прическа, украшения