logo search
Архив С / 4 семестр / УК / Ответы УК

13. Управление качеством в процессе проектирования

Проектирование и разработка играют стратегическую роль в повышении возможностей удовлетворения запросов потребителей. Если все многообразие факторов, воздействующих на качество конечного продукта деятельности организации, условно принять равным 100 %, то качество конструкции в структуре всех факторов составляет 28—32 %, выбор материалов — 8—12 %, совершенство технологического процесса — 56—64 %

При проектировании и разработке продукции или процессов необходимо учитывать все факторы, способствующие тому, чтобы их характеристики и показатели соответствовали ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон. Главными факторами служат: четкость планирования проводимых научных исследований; конкретность поставленной задачи; определение и выбор наиболее перспективных направлений исследования; уровень квалификации исполнителей НИОКР и их материальная заинтересованность в качестве проводимых исследований; наличие и состояние экспериментальной базы проектирования; правильность выбора методики исследований; n выделение необходимых ресурсов. В соответствии с требованиями и рекомендациями МС ИСО серии 9000: 2000 основными элементами процесса проектирования и разра􏰀 ботки служат: планирование, определение входных и выходных данных для проектирования и разработки, верификация и валидация проекта и разработки, управление изменениями проекта и разработки. В процессе проектирования и разработки используются эвристические методы, которые характеризуются тем, что разработка альтернативных вариантов решений основывается на логике, суждениях и умозаклю­чениях. Эвристические методы требуют общего анализа решаемой проблемы, твор­ческого подхода и интуиции разработчиков. Они применяются на раз­личных этапах разработки решения, таких как:

· формулировка проблемы;

· разработка альтернативных вариантов ее решения;

· выбор оптимального варианта решения.

Метод проб и ошибок, этот метод экономически нецелесообразен, так как требует много времени и средств.

Методы психологической активизации. Используется этот метод на начальных этапах выработки решений, которые характеризуются отсутствием или недостаточным объемом информации. Основная цель «мозговой атаки» заключается в стимулировании группы сотрудников организации к быстрому гене­рированию большого числа разнообразных идей. Процедура ее прове­дения включает три этапа.

1. Подготовительный:

2. Выдвижение идей:

3. Оценка и отбор идей:

синектика, представля­ющая собой соединение различных, не соответствующих друг другу элементов. Большое значение придается фор­мулированию задачи. обсуждение начинается не с определения задачи, а с выявления сущности проблемы, основополагающих принципов функ­ционирования объекта или процесса. Это позволяет перейти затем от общего круга проблем к исследованию конкретных условий зада­чи.

особое место занимает функционально-стоимостной анализ (ФСА). ФСА пред­ставляет собой системное сочетание правил, приемов и процедур, ориентированных на достижение оптимального соотношения полезности, т.е. потребительских свойств объекта, и затрат на его созда­ние, производство и применение, вплоть до утилизации. ФСА - это технология анализа затрат на выполнение изделием его функций. Данный метод применяется как для уже производимой продукции и осуществляемых процессов с целью снижения связанных с ними за­трат, так и для вновь разрабатываемых изделий. При проведении ФСА определяют функции элементов исследуемого объекта и проводят оценку затрат на их реализацию с целью снижения.

Ставятся и решаются одновременно две задачи: обеспечение ка­чества выполнения объектом своих функций и достижение минималь­ных затрат на их реализацию и обслуживание. Важность и целесооб­разность подобного подхода обусловливаются тем обстоятельством, что потребителя в конечном счете интересуют не предметы и вещи, а дей­ствия, которые он может производить с их помощью,.

Следующий метод, анализ видов и последствий отказов (Failure Mode and Effects Analysis - FMEA). Он предполагает осуществление системы мер, направленных на обнаружение и оценку потенциальных отказов продукции или про­цесса, определение действий, которые могут устранить или уменьшить вероятность возникновения потенциальных отказов, разработку пла­на проведения корректирующих мероприятий. Как правило, этот ме­тод применяется на этапах разработки продукции или процессов ее изготовления, но может использоваться и по отношению к выпуска­емой продукции и функционирующему процессу.

метод развертывания функции качества (Quality Function Deployment - QFD). Данный метод представляет собой технологию проектирования изделий и процессов, позволяющую преобразовывать пожелания потребителя в технические требования к изделиям и пара­метрам процессов их производства. Основная цель его применения - гарантировать, что запросы потребителя будут включены в каждый аспект процессов, от проектирования и разработки продукции (услу­ги) до ее изготовления (оказания).