15. Функции управления качеством, реализуемые в процессе производства и обслуживания
К основным из них относятся: планирование производственных операций и обслуживания; организация производственного процесса; мотивация непосредственных изготовителей (исполнителей), а также других категорий персонала к качественному выполнению работы; осуществление контроля на всех этапах производственного процесса с целью выявления и устранения возникших отклонений от требований стандартов и ТУ, а также для предупреждения данных отклонений в будущем.
ГОСТ Р ИСО 9001: 2001 включает требования к реализации следующих четырех функций управления качеством в процессе производства и обслуживания в СМК организации
1. Планирование и обеспечение. Организация должна планировать и обеспечивать производство и обслуживание в управляемых условиях, которые должны включать, если это целесообразно:
а) наличие информации, описывающей характеристики продукции;
б) наличие рабочих инструкций в случае необходимости;
в) применение подходящего оборудования;
г) наличие и применение контрольных и измерительных приборов;
д) проведение мониторинга и измерений;
е) осуществление выпуска, поставки и действий после поставки продукции.
2. Валидация – подтверждение того, что все процессы производства и обслуживания, способны обеспечить надежность управления(будет ли это работать?).
Верификация – выполнение требований. (как это работает?)
3. Идентификация
4. Сохранение соответствия продукции.
Факторы, формирующие качество в процессе производства и обслуживания
Успешная реализация функций управления качеством в процессе производства и обслуживания зависит от влияния множества факторов, среди которых выделяют две группы:
1) производственно-технологические факторы, включающие:
- технический уровень и уровень освоения основных производственных фондов;
-научнотехнический уровень и уровень освоения технологических процессов;
-строгое соблюдение технологической дисциплины;
-уровень механизации и автоматизации процессов производства и обслуживания;
-нормативно-справочную базу сферы производства;
-организацию системы технического контроля;
-качество сырья, материалов, комплектующих изделий, поступающих со стороны.
2) социально-психологические факторы, в состав которых входят:
-культура производства;
-уровень квалификации сотрудников, занятых в процессе производства и обслуживания;
-заинтересованность персонала в улучшении результатов своей деятельности;
-личная инициатива и творческое отношение к выполняемой работе со стороны персонала.
Классификация и содержание видов контроля качества
Контроль качества — это проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит ее качество, установленным требованиям.
По действующей видовой классификации контроль качества подразделяется по следующим основным признакам:
-По объекту контроля
-По положению в производственном процессе
-По полноте охвата контролируемых изделий
-По связи с объектом контроля во времени
-По возможности последующего использования продукции
-По степени использования средств контроля
-В зависимости от уровня технической оснащенности
-По структуре организации
-По типу проверяемых параметров и признакам качества
Эффективность контроля складывается из его результатов на различных этапах производственного процесса, в зависимости от которых меры по контролю качества можно разбить на четыре группы.
1. Контроль за разработкой новой конструкции, включающий меры по контролю качества, осуществляемые в подготовительный период.
2. Входной контроль, состоящий из мер, предпринимаемых при закупке, получении и проверке деталей или материалов, которые поступили от поставщика или из других источников.
3. Контроль готовой продукции — меры по контролю качества, проводимые в период серийного производства продукции и ее обслуживания в ходе эксплуатации.
4. Анализ специальных процессов, включающий меры по выявлению конкретных трудностей, возникающих при контроле качества
Статистические методы контроля качества
Совокупность современных статистических методов контроля качества подразделяется по степени сложности на три категории.
1. Элементарные статистические методы, включающие диаграмму Парето, диаграмму причин и результатов, контрольный листок, гистограмму, диаграмму разброса, метод стратификации, контрольную карту. Эта категория методов используется на японских предприятиях всеми, начиная от выпускников школ и заканчивая управляющими высшего звена.
2. Промежуточные статистические методы, в состав которых входят: теория выборочных исследований; статистический выборочный контроль; различные методы проведения статистических оценок и определения критериев; метод расчета экспериментов. Эта группа методов используется инженерами и специалистами в области управления качеством.
3. Передовые статистические методы, включающие методы расчета экспериментов, многофакторный анализ, различные методы исследования операций. Их применению обучается ограниченное число инженеров и специалистов.
Система показателей качества продукции и методы их определения
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.
выделяют следующие показатели:
1) по количеству рассматриваемых свойств продукции: единичные; комплексные; интегральные;
2) виду выпускаемой продукции: единичные; обобщающие;
3) процессу жизненного цикла продукции: прогнозируемые; проектные; производственно--технологические; эксплуатационные;
4) степени значимости: производственные; потребительские;
5) уровню управления: показатели организации; 291 показатели отрасли; народнохозяйственные;
6) способу выражения: в натуральных единицах; стоимостных единицах; процентах; баллах.
Методы определения значений показателей качества продукции:
-В зависимости от способа получения информации
-В зависимости от субъекта, определяющего значение показателей качества.
1)Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. 2)Регистрационный метод основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат. 3)Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств человека. 4)Расчетный метод основан на использовании информации, получаемой с помощью теоретических зависимостей. Определение значений показателей качества продукции традиционным методом осуществляется работниками экспериментальных и расчетных подразделений предприятий и организаций: лабораторий, испытательных станций, расчетных и расчетно-конструкторских отделов, вычислительных центров и др.Определение значений показателей качества продукции экспертным методом осуществляется группой специалистов-экспертов. Значения показателей качества продукции социологическим методом определяются ее фактическими или потенциальными потребителями.
- 1.Конкурентная среда рыночной экономики как стимул развития менеджмента качества.
- 2.Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества.
- 4. Методы ук.
- 5. Формирование и развитие научных школ ук.
- 6. Системный подход к организации системы управления качеством на предприятии
- 7. Методы моделирования систем управления качеством.
- 8. Командная работа по повышению качества. Типы команд всеобщего управления качеством. Эффективная командная работа. Критерии командной эффективности. Роли в команде.
- 9. Лидерство в вопросах качества. Роли лидеров в качестве. Лидерство в качестве на практике. Всеобщее качество и теория лидерства.
- 10. Принятие управленческих решений в области качества.
- 11. Обобщённая оценка уровня качества при многокритериальной оценки.
- 12. Интегральное качество.
- 13. Управление качеством в процессе проектирования
- 14. Элементы управления качеством в процессе закупок
- 15. Функции управления качеством, реализуемые в процессе производства и обслуживания
- 16. Этапы формирования затрат на качество продукции
- 17. Контрольные карты.
- 3) Контрольная карта np
- 5) Контрольная карта суммарного числа дефектов с-карта
- 6) Контрольная карта числа дефектов на единицу продукции u-карты
- 18.Контрольные листки
- 19. Анализ Паретто
- 20. Диаграмма Исикавы причина-результат
- 21. Гистограмма
- 22. Диаграммы рассеивания
- 23. Метод регрессивного анализа