logo search
ису

16.Логический аппарат исследования. Работа с фактами

Логический аппарат исследования - Законы формальной логики

  1. Закон тождества, согласно которому предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным, т.е. А есть А (А = А), где А-мысль. «Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание»

  2. Закон противоречия. Согласно этому закону, не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-то утверждает, а другое отрицает то же самое. Закон утверждает: «Неверно, что А и не А одновременно истинны». «Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них ложно»

  3. Закон исключенного третьего. Этот закон утверждает, что из двух противоречащих друг другу суждений одно ложно, а другое истинно. Третьего не дано. Он выражается формулой: «А есть либо В, либо не В». «Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо ложно».

  4. Требование доказательности научных выводов, обоснованности суждений выражает закон достаточного основания, который формулируется следующим образом: всякая истинная мысль имеет достаточное основание. «Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание».

Логические правила аргументации в исследовании

К аргументам, чтобы они были убедительными, предъявляются следующие требования:

1) в качестве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых была доказана или они вообще ни у кого не вызывают сомнения, т.е. аргументы должны быть истинными;

2) аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, т.е. должно соблюдаться правило их автономного обоснования;

3) аргументы должны быть непротиворечивы;

4) аргументы должны быть достаточны.

Работа с фактами

Операции с фактами в исследовании

Характерные ошибки работы с фактами в процессах исследования:

  1. преднамеренный выбор или подбор фактов, формирующих одностороннее представление о действительности, проблем и тенденций развития, формирует деформированное понимание;

  2. подтасовка фактов, т. е. замена некоторых из них другими, замена главных, существенных фактов второстепенными, частными;

  3. искажение содержания факта его тенденциозной интерпретацией, ложным разъяснением;

  4. фальсификация фактов, которая выражается в определенном их подборе, искажающем действительное положение вещей;

  5. абсолютизация отдельных фактов, что рождает ложное представление о действительности, ограничивает мышление.