7. Проблема в методологии исследования. Подходы к классификации проблем
Проблема – это противоречие, расхождение между реальным и желаемым состоянием объекта (явления, процесса).
Классификация проблем (по характеру структурности).
Понятие «структурирование проблемы» означает, что установлена мера связи между факторами причины и следствия.
1. Стандартные, хорошо структурированные проблемы - связи строго детерминированы, изменения фактора причины ведёт к однозначному изменению результирующего признака. Это проблемы, решение которых жестко зависит от изменений в факторах причины. Например, в условиях экстенсивного типа воспроизводства решение проблемы увеличения объема производимого продукта возможно только на основе увеличения массы используемых ресурсов. Теснота связи здесь равна единице.
2. Структурированные проблемы - связи носят корреляционный характер высокой степени тесноты, изменения фактора причины приводит к некоторому интервалу изменений результирующего признака. При решении таких проблем необходимо учитывать существенное воздействие вероятностных факторов, что означает, что на «входе» системы действуют, кроме, хорошо известных, количественно определяемых, и неизвестные факторы. Поэтому объективно возникают условия неоднозначного изменения на «выходах» системы в связи с воздействием неизвестных факторов. Например, увеличение цены выпускаемой продукции приводит к снижению спроса на нее (коэффициент корреляции – от 0,75).
3. Слабоструктурированные проблемы. Для этих проблем характерен невысокий уровень тесноты связи. Это проблемы, в решении которых неизвестные и неформализуемые факторы занимают очень большое место и поэтому весьма значительна неопределенность. Примером такой проблемы может служить экономическая оценка воздействия на природную среду.
4. Неструктурированные проблемы. Связи устанавливаются на основе логического анализа, изменение результирующего признака трудно предсказуемо. Для этих проблем характерна максимальная неопределенность. Например, прогноз развития отрасли на долгосрочную (15-20 лет) перспективу или определение результатов и эффективности научно-исследовательских работ в длительной перспективе. Для их решения могут быть использованы только экспертные методы на основе опыта и интуиции специалистов.
Критерий классификации | Вид проблемы | |||||||
Тип решения, который затрагивает проблема | стратегическая | тактическая | оперативная | |||||
Функция управления | планирование | организация | контроль | мотивация | анализ | |||
Глубина проблемы | самостоятельная проблема | симптом других проблем | ||||||
Факторы, обуславливающие проблему | контролируемые | частично контролируемые | ||||||
Система и подсистема, в которых локализуется проблема | вход | выход | процессор | внешняя среда |
- 1. Цель и задачи курса «Исследование систем управления»
- 2.Содержание понятия «исследование». Исследование как форма научного познания
- 3.Подходы к классификации исследований
- 4. Функциональная роль исследования в развитии управления организациями
- 5.Качества менеджера-исследователя
- 6. Понятие, содержание и элементы методологии исследования
- 7. Проблема в методологии исследования. Подходы к классификации проблем
- 8.Подходы к исследованию систем управления. Диалектический подход к исследованию
- 9.Общенаучные эмпирические методы познания и их использование в решении экономических проблем
- 10.Теоретические и теоретико-эмпирические методы исследования
- 11. Этика проведения научного исследования
- 12.Понятие системы управления организации
- 13.Принципы исследования систем управления
- 14.Жизненный цикл организации и ее системы управления
- 15.Методологическая схема исследования и ее варианты
- 16.Логический аппарат исследования. Работа с фактами
- 17.Характеристика основных этапов теоретико-эмпирического исследования
- 1.Подготовка исследования
- 2.Проведение исследования
- 3. Подведение итогов исследования
- 4.Использование результатов исследования
- 18.План и программа исследования. Принципы планирования исследования управления
- 19.Организация исследования систем управления
- 20.Руководство исследовательским коллективом
- 21.Качество и результаты исследования систем управления
- 22.Содержание системных исследований
- 23.Понятие, классификация и основные свойства систем
- 24.Декомпозиционные методы системного исследования
- 25.Морфологический метод исследования
- 26.Сценарный метод исследования
- 27.Процедура системного анализа на основе формирования матрицы системных характеристик
- 28.Стратегия системного проектирования как процедура системного исследования
- 29.Понятие и особенности системной диагностики организации
- 30.Характеристика патологий системы управления организации
- 41.Диагностика миссии и целей системы управления
- 42.Исследование стратегий управления
- 43.Исследование функций управления
- 48.Понятие, содержание и классификация структур управления
- Определение качественных характеристик с использованием экспертных оценок
- Оценка соответствия организационной структуры системе целей, технологии, размерам компании, состоянию внешней среды
- 50.Диагностика структур управления