30.Характеристика патологий системы управления организации
Патология происходит от греческого слова pathos «страдание» и logos «учение» и означает:
1) раздел медицины, изучающий болезненные процессы и состояния организма;
2) уродливое отклонение от нормы
Наследственные
зарождаются при проектировании и создании систем и объектов управления и на стадии принятия долгосрочных решений – разработки политики, стратегии, сценариев и планов.
Ситуативные
образуются в связи с несовершенным управлением, вызывающим патологии управленческих решений и зарождение внутренних и внешних противоречий, которые в свою очередь могут приводить к патологиям организационного поведения (конфликты, ссоры и т.д.
Структурная патология
Господство структуры над функциями;
Автаркия подразделений;
Несовместимость личности с функцией;
Бюрократия
В качестве симптомов структурной патологии рассматривают: низкую мотивацию, запоздалые решения, конфликты и слабую координацию, рост расходов и снижение производительности труда, неадекватную реакцию на изменение ситуации.
Патологии структурного характера обычно хронические, а не острые.
Патология в организационных отношениях
Конфликт;
Неуправляемость;
Бессубъектность;
Преобладание личных отношений над служебными;
Рассеивание целей;
Сговор
Патология в управленческих решениях
Решения по типу «маяка»
Дублирование организационного порядка
Игнорирование организационного порядка
Разрыв между решениями и их реализацией
Стагнация
Инверсия
Подавление развития функционированием
Демотивирующий стиль руководства
31.Содержание, цели и преимущества аудита системы менеджмента организации.
АУДИТ-Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ АУДИТЫ СООТВЕТСТВИЯ?
Поддержание порядка
Сбор материалов для анализа со стороны руководства
Повышение имиджа компании
Привлечение новых клиентов
Поддержание системы управления
Улучшение системы
Коммуникации в компании
Вид диагностики системы управления | Преимущества | Недостатки | Риски | Стоимость |
1. Внутренний аудит системы управления | Возможность небольших улучшений постоянно | Аудит - предсказуемый и минимальный по возможной ответной реакции на организацию | Желание скрыть особенности деятельности от руководства в связи с боязнью | Минимальная стоимость - в пределах заработной платы исполнителей и небольшой премии |
2. Внешний аудит системы управления | Непредвзятый и системный анализ всех сторон предприятия. Действенные рекомендации | Необходимость оценки достоверности и практической реализации предложений | Недостаток компетентности консультантов, саботаж проекта со стороны работников предприятия | Высокая стоимость услуг |
3. Комбинированный аудит системы управления | Более качественные и быстрые изменения в системе управления | Возможность конфликтной ситуации в проектной команде между консультантами и сотрудниками клиента | Увеличение срока выполнения проекта или подкуп консультантов для сокрытия результатов | Оптимальный вариант снижения стоимости проекта до 50% |
32.Методология аудита системы менеджмента.
ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ (АУДИТА)
Касающиеся аудиторов:
ЭТИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ соблюдение правил профессиональной этики;
БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ обязательство представления правдивых и достоверных отчётов;
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОСТОРОЖНОСТЬ навыки и здравые суждения при проведении аудита;
Распространяющиеся на процесс аудита:
НЕЗАВИСИМОСТЬ обеспечение беспристрастности и объективности выводов в ходе аудита;
ОБОСНОВАННОСТЬ достижение надёжных и воспроизводимых результатов путём систематических действий по аудиту.
Проведение беседы: БЫТЬ ПОНЯТНЫМ
Дать понять собеседнику (опрашиваемому) что вы хотите ему помочь
Нужно обладать рядом качеств
33.Этапы проведения внутреннего аудита системы менеджмента.
1. подготовка
Определить границы и область проведения аудита
Определить цели
Ознакомиться с документами
Подобрать команду
Составить программу аудита
2. проведение
Вводное совещание (Представить команду и основных аудиторов Подкоррек-тировать график аудита Уточнить цели аудита )
Интервью / Беседы (Собрать показатели Записать обнаруженные отклонения )
3.подведение итогов
Заключительное совещание (Сформулировать несоответствия .Обсудить возможные недопонимания .Подчеркнуть сильные и слабые стороны .Составить письменный отчет)
Отчет об аудите содержит :
1.Цели и область проведения аудита, название требований
2.Несоответствия и замечания
3.Аудиторы, проверяемые,
просмотренные документы
4.Оценка степени соответствия
сильные и слабые стороны
4. использование результатов и анализ корректирующих действий
34.Сущность и значение экспертных оценок в исследовании управления
35.Группы экспертных методов. Методы индивидуальной экспертизы
36.Метод мозгового штурма и его разновидности
37.Метод Дельфи в исследовании управления
38эМетод синектики
39.Этапы проведения экспертизы
40.Описание и классификация целей
Цели – конкретизация общесистемной функции (миссии) системы.
Цели – четко сформулированные и количественно определенные желаемые результаты функционирования и развития системы, обязательные для достижения в определенные сроки
Целевое управление (П. Друкер)
Искусство управления - искусство постановки целей.
Без целей нет контроля за ходом и результатом процесса.
Без целей оценка трудовой деятельности сотрудников имеет зыбкую основу.
Без целей затухает творчество и правит бюрократия.
Признак классификации | Виды целей |
Класс управленческих решений | стратегические, тактические, оперативные |
Охват в организационной структуре | цели системы управления в целом, цели подразделений |
Функциональная подсистема объекта управления | цели управления маркетингом, производством, финансами, персоналом организации, инновациями |
Подсистемы субъекта управления | цели управления персоналом, цели информационного обеспечения менеджмента, цели материально-технического и финансового обеспечения, цели формирования стиля управления, цели в отношении технологии и методов управления |
Направленность управления | цели функционирования и цели развития |
Периодичность | постоянные, периодические, разовые |
Измеримость | качественные, количественные |
Стадиям жизненного цикла объекта управления | цели проектирования и создания объекта, цели роста, зрелости, цели завершения жизненного цикла |
- 1. Цель и задачи курса «Исследование систем управления»
- 2.Содержание понятия «исследование». Исследование как форма научного познания
- 3.Подходы к классификации исследований
- 4. Функциональная роль исследования в развитии управления организациями
- 5.Качества менеджера-исследователя
- 6. Понятие, содержание и элементы методологии исследования
- 7. Проблема в методологии исследования. Подходы к классификации проблем
- 8.Подходы к исследованию систем управления. Диалектический подход к исследованию
- 9.Общенаучные эмпирические методы познания и их использование в решении экономических проблем
- 10.Теоретические и теоретико-эмпирические методы исследования
- 11. Этика проведения научного исследования
- 12.Понятие системы управления организации
- 13.Принципы исследования систем управления
- 14.Жизненный цикл организации и ее системы управления
- 15.Методологическая схема исследования и ее варианты
- 16.Логический аппарат исследования. Работа с фактами
- 17.Характеристика основных этапов теоретико-эмпирического исследования
- 1.Подготовка исследования
- 2.Проведение исследования
- 3. Подведение итогов исследования
- 4.Использование результатов исследования
- 18.План и программа исследования. Принципы планирования исследования управления
- 19.Организация исследования систем управления
- 20.Руководство исследовательским коллективом
- 21.Качество и результаты исследования систем управления
- 22.Содержание системных исследований
- 23.Понятие, классификация и основные свойства систем
- 24.Декомпозиционные методы системного исследования
- 25.Морфологический метод исследования
- 26.Сценарный метод исследования
- 27.Процедура системного анализа на основе формирования матрицы системных характеристик
- 28.Стратегия системного проектирования как процедура системного исследования
- 29.Понятие и особенности системной диагностики организации
- 30.Характеристика патологий системы управления организации
- 41.Диагностика миссии и целей системы управления
- 42.Исследование стратегий управления
- 43.Исследование функций управления
- 48.Понятие, содержание и классификация структур управления
- Определение качественных характеристик с использованием экспертных оценок
- Оценка соответствия организационной структуры системе целей, технологии, размерам компании, состоянию внешней среды
- 50.Диагностика структур управления