logo
ису

42.Исследование стратегий управления

Основная цель исследования стратегии - определение эффективности и адекватности стратегий миссии и целям системы, а также факторам внешней и внутренней среды.

Термин «стратегия» греческого происхождения и означает «искусство развертывания войск в бою». Однако этот военный термин в последние годы широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. В литературе нет единого мнения по определению понятия «стратегия», можно встретить различные его толкования. Например, в словаре русского языка стратегия определяется как «...искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах». Или: «перспективный план действий, направленных на достижение качественно новых целей, связанных с коренным изменением состояния управляемого объекта, сложившихся отношений, норм и содержания поведения».

В соответствии с одним из классических определений, стратегия - «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [А. Чандлер]. Это определение стратегии часто дополняется требованием экономичности для принимаемых курсов действий: «Стратегическая альтернатива определяется путем сопоставления возможностей и ресурсов корпорации с учетом приемлемого уровня риска». И. Ансофф, автор одной из базовых теоретических работ в области стратегического управления, понимает под стратегией «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности» и выделяет несколько отличительных особенностей стратегии.

Классы стратегий

Стратегия компании - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Корпоративная стратегия - документированные цели компании в целом и систематизированные суждения о способах их достижения Функциональные стратегии - документированные цели в функциональной области (продукты, бизнес-процессы, менеджмент, ресурсы) и систематизированные суждения о способах их достижения Продуктовая стратегия компании (стратегия по направлениям деятельности) - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности при определении того, какие виды продукции и технологий она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Операционная стратегия (стратегия по бизнес-функциям) - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется при ведении своей повседневной деятельности. Управленческая стратегия (стратегия по функциям менеджмента) - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности при определении отношений и процедур внутри компании. Ресурсная стратегия - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности при поиске и распределении ресурсов по бизнес-направлениям и подразделениям компании

Основные методы исследования стратегии

Диагностика стратегии управления включает, прежде всего, определение ее результативности, которая оценивается по степени достижения основных целей предприятия.

Критерии оценки стратегий:

  1. степень достижения целей;

  2. экономическая эффективность;

  3. надежность реализации, технологическая осуществимость;

  4. социальная и экологическая приемлемость;

  5. соответствие стратегии потенциалу и возможностям фирмы.

Относительная важность критериев определяется для конкретного предприятия индивидуально.

Если фактический уровень реализации целей значительно отличается от заданного, то очевидно, что стратегия не является эффективным способом реализации целей, что цели и стратегии не соответствуют друг другу.

В этом случае необходимо определить причины подобного несоответствия, определить «узкие» места стратегии. Прежде всего, следует сопоставить стратегию управления другим стратегиям организации, а также факторам и условиям внешней и внутренней среды (с учетом прогнозируемых тенденций). Например, стратегия управления маркетингом может не соответствовать стратегии управления производством и т.д.

Итогом исследования стратегии управления является:

Результаты исследования могут быть оформлены, например, в виде «решетки» сильных/слабых сторон стратегии, «профиля стратегии» и т.д