16.Логический аппарат исследования. Работа с фактами
Логический аппарат исследования - Законы формальной логики
Закон тождества, согласно которому предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным, т.е. А есть А (А = А), где А-мысль. «Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание»
Закон противоречия. Согласно этому закону, не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-то утверждает, а другое отрицает то же самое. Закон утверждает: «Неверно, что А и не А одновременно истинны». «Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них ложно»
Закон исключенного третьего. Этот закон утверждает, что из двух противоречащих друг другу суждений одно ложно, а другое истинно. Третьего не дано. Он выражается формулой: «А есть либо В, либо не В». «Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо ложно».
Требование доказательности научных выводов, обоснованности суждений выражает закон достаточного основания, который формулируется следующим образом: всякая истинная мысль имеет достаточное основание. «Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание».
Логические правила аргументации в исследовании
Аргументирование - это сугубо логический процесс, суть которого в том, что в нем обосновывается истинность нашего суждения (того, что мы хотим доказать, т.е. тезиса доказательства) с помощью других суждений (т.е. аргументов или, как их проще называют, доводов).
Правило первое. Тезис доказательства нужно сформулировать ясно и четко. При этом нельзя допускать двусмысленность (пример, формулировка тезиса «Законы надо выполнять - бессмысленна, ибо неясно, о каких законах идет речь: о законах природы, или о законах общественной жизни, которые не зависят воли людей, или о законах юридических, которые зависят только от воли граждан).
Правило второе. В ходе доказательства тезис должен оставаться неизменным, т.е. должно доказываться одно и то же положение.
Ошибка первая - потеря тезиса.
Ошибка вторая - полная подмена тезиса.
Ошибка третья - частичная подмена тезиса.
К аргументам, чтобы они были убедительными, предъявляются следующие требования:
1) в качестве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых была доказана или они вообще ни у кого не вызывают сомнения, т.е. аргументы должны быть истинными;
2) аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, т.е. должно соблюдаться правило их автономного обоснования;
3) аргументы должны быть непротиворечивы;
4) аргументы должны быть достаточны.
Первая ошибка - недостаточность аргументов, когда отдельными фактами пытаются обосновать очень широкий тезис: обобщение в этом случае всегда будет «слишком поспешным».
Вторая ошибка - чрезмерное доказательство. Принцип «чем больше аргументов, тем лучше» не всегда подходит. Трудно признать убедительными рассуждения, когда, стремясь во что бы то ни стало доказать свое предположение, увеличивают число аргументов. Действуя таким образом, вы незаметно для себя начнете брать явно противоречащие или слабо убедительные аргументы.
Работа с фактами
Факт – это единица логики, первоначальная ступень мышления человека.
Факт (от лат. factum – сделанное, свершившееся): 1) в обычном словоупотреблении синоним понятий истина, событие, результат. 2) Знание, достоверность которого доказана. Виды: количественные и качественные; социальные, организационные, экономические и т.д.
Экономические факты – это события хозяйственной жизни, непосредственно наблюдаемые и фиксируемые субъектом, наблюдателем. Экономическими фактами могут быть любые социальные факты, которые фиксируют те или иные экономические процессы или явления.
Научные и ненаучные факты. Научные факты характеризуются новизной, точностью, объективностью и достоверностью
Фактология – это способ соединения фактов в целостность, позволяющую что-либо открывать, доказывать, обосновывать, распознавать
Операции с фактами в исследовании
Поиск фактов
Получение фактов
Распознавание фактов
Отбор фактов
Оперирование фактами
Интерпретация фактов
Характерные ошибки работы с фактами в процессах исследования:
преднамеренный выбор или подбор фактов, формирующих одностороннее представление о действительности, проблем и тенденций развития, формирует деформированное понимание;
подтасовка фактов, т. е. замена некоторых из них другими, замена главных, существенных фактов второстепенными, частными;
искажение содержания факта его тенденциозной интерпретацией, ложным разъяснением;
фальсификация фактов, которая выражается в определенном их подборе, искажающем действительное положение вещей;
абсолютизация отдельных фактов, что рождает ложное представление о действительности, ограничивает мышление.
- 1. Цель и задачи курса «Исследование систем управления»
- 2.Содержание понятия «исследование». Исследование как форма научного познания
- 3.Подходы к классификации исследований
- 4. Функциональная роль исследования в развитии управления организациями
- 5.Качества менеджера-исследователя
- 6. Понятие, содержание и элементы методологии исследования
- 7. Проблема в методологии исследования. Подходы к классификации проблем
- 8.Подходы к исследованию систем управления. Диалектический подход к исследованию
- 9.Общенаучные эмпирические методы познания и их использование в решении экономических проблем
- 10.Теоретические и теоретико-эмпирические методы исследования
- 11. Этика проведения научного исследования
- 12.Понятие системы управления организации
- 13.Принципы исследования систем управления
- 14.Жизненный цикл организации и ее системы управления
- 15.Методологическая схема исследования и ее варианты
- 16.Логический аппарат исследования. Работа с фактами
- 17.Характеристика основных этапов теоретико-эмпирического исследования
- 1.Подготовка исследования
- 2.Проведение исследования
- 3. Подведение итогов исследования
- 4.Использование результатов исследования
- 18.План и программа исследования. Принципы планирования исследования управления
- 19.Организация исследования систем управления
- 20.Руководство исследовательским коллективом
- 21.Качество и результаты исследования систем управления
- 22.Содержание системных исследований
- 23.Понятие, классификация и основные свойства систем
- 24.Декомпозиционные методы системного исследования
- 25.Морфологический метод исследования
- 26.Сценарный метод исследования
- 27.Процедура системного анализа на основе формирования матрицы системных характеристик
- 28.Стратегия системного проектирования как процедура системного исследования
- 29.Понятие и особенности системной диагностики организации
- 30.Характеристика патологий системы управления организации
- 41.Диагностика миссии и целей системы управления
- 42.Исследование стратегий управления
- 43.Исследование функций управления
- 48.Понятие, содержание и классификация структур управления
- Определение качественных характеристик с использованием экспертных оценок
- Оценка соответствия организационной структуры системе целей, технологии, размерам компании, состоянию внешней среды
- 50.Диагностика структур управления