logo search
Eсть и общение с семинаром 6

Общение как перцепция

Общение как перцепции – это восприятие и понимание в процессе общения.

Термин «социальная перцепция», т.е. социальное восприятие был введен американским психологом Дж. Брунером. Назвав восприятие «социальным», он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Брунер провел целую серию экспериментов по изучению восприятия и показал, что восприятие, как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально – личностных, но и от социокультурных факторов.

Социальная значимость или не значимость объекта может восприниматься неадекватно. Так, дети из бедных семей воспринимают размеры монеток больше их реальных размеров, чем дети из богатых семей. Такой же деформации подвергаются и образы людей: эксперимент П. Уилсона по определению роста человека, которого последовательно представляли в разных студенческих аудиториях как лаборанта, преподавателя, доцента, профессора: чем выше становился его статус, тем более высоким он воспринимался.

Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Психологические исследования показали, что в основе восприятия не знакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения лежат разные психологические механизмы – это

К 1 механизмам относится процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы – о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочной славянской душе.

Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации. Вопрос, насколько точным является первое впечатление, далеко непрост.

С одной стороны, почти каждый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его манере говорить и поведению достаточно точно определить его социально психологические характеристики: психологические черты, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. Чем менее нейтральны ситуации, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

Эти ошибки обусловлены следующими факторами:

А - фактор превосходства,

В - фактор привлекательности,

С - фактор отношения к нам.

А. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он нам был равен. Или недооцениваем его, если превосходим сами. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному фактору, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

Информация о превосходстве так или иначе закладывается в одежду, манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе.

Б. Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более умным, интересным и т.д. опять таки переоценивая многие его личностные характеристики. В эксперименте учителям были предложены для оценки «личные дела» учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстниками. Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки давалось одно и то же дело, но с разными фотографиями – красивых и некрасивых детей. Красивые дети получали более высокую оценку своих возможностей. Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей «красивых», «обыкновенных», и некрасивых. Затем он показывал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.

Итак, чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально-одобряемым.

В. Люди хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам плохо относятся. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами. Психологи Карри и Кени, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, знакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежавших другим людям, и просили их оценить эти мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Убежденность в этом предполагаемом «родстве душ» была настолько велика, что разногласий с позиций привлекательности лица испытуемые просто не замечали.

Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в межгрупповом общении. Для людей как социальных существ, главное – определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем.

К 2 механизмам относятся:

А. идентификация,

В. эмпатия,

С. рефлексия

В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера – его актуального эмоционального состояния, намерений, динамики его отношений к нам.

А. Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией – уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет как бы он действовал в подобных ситуациях. Методика Д. Карнеги (1888–1955) «Как оказывать влияние на людей» основана на этом механизме.

Б. Эмпатия – это понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. К. Роджерс (1902–1982) определял эмпатическое понимание как «умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть правильно ли мое понимание». Эмпатическое понимание возможно в отношении немногих, поскольку составляет тяжелую нагрузку для психики.

В. Процесс понимания опосредован процессом рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению – это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

Общение как рефлексивный процесс был описан еще в к.19 в. Дж. Холмсом, который, исследуя общение двух субъектов, показал, что в этой ситуации наличествуют не двое, а шесть субъектов. Он выделил ситуацию общения неких условных Джона и Генри. И три позиции Джона и три позиции Генри:

  1. Джон каков он есть сам по себе

  2. Джон, каким он сам видит себя

  3. Джон, каким его видит Генри

Впоследствии Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию:

  1. Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри

Соответственно у Генри тоже 4 позиции и схема общения будет выглядеть следующим образом (Рис. 9.2)

Есть два субъекта общения: А и Б. Между ними устанавливаются коммуникации:

Кроме того, у А и Б есть представление о самих себе: у А – А1, у Б – Б1, а также представление о другом: у А – Б2, у Б – А2.

Взаимодействие в процессе общения осуществляется следующим образом А (в качестве А1) обращается к Б2, Б реагирует (в качестве Б1) на А2. Насколько это близко к реальным А и Б, еще надо исследовать, ибо ни А ни Б не знают, что имеются несовпадающие с реальностью А1, Б1, А2, Б2, и при этом между А и А2, Б и Б2 нет каналов коммуникации. Ясно, что успех общения будет максимальным при минимальном разрыве в линиях А-А1-А2 и Б-Б1-Б2 [53].

Если выступающий (А) имеет неверное представление о себе (А1), о слушателях (Б2), и главное, о том, как его воспринимают слушатели (А2), то его взаимопонимание с аудиторией будет исключено.