logo
Eсть и общение с семинаром 6

9.2. Понятие деятельности

В 1940 г. С.Л. Рубинштейн отмечал, что понятие «деятельность» употребляется в очень широком и неоднозначном смысле: говорят о психической деятельности сплошь и рядом отождествляя, по существу, деятельность и активность.

Можно зафиксировать 4 смысла:

  1. Деятельность как совокупность результатов и последствий – продуктов, достижений, произведений и т.п. в этом понимании деятельность предстает как производство.

  2. Деятельность как процесс преодоления трудностей, как решение проблем и задач, как средство их решения. В этом смысле деятельность предстает как труд в истинном смысле этого слова.

  3. Деятельность как процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств своей жизни. Так понимаемая деятельность – это самодеятельность.

  4. Деятельность как таковая, вне ее результативности, как способ отношения к условиям своей жизни, как деяние. Здесь деятельность – это практика.

Именно практика выступает предметом философского анализа.

Определения деятельности:

Деятельность это взаимодействие человека и мира, в процессе которого человек целенаправленно и сознательно преобразует мир (Философская точка зрения);

Деятельность это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами (Л.П. Буева);

Деятельность – это специфическая человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внутреннего мира и человека (Классическое);

Деятельность – это система процессов, осуществляющих взаимодействие организма именно с предметной средой. Деятельность всегда предметна (А.Н. Леонтьев).

А.Н. Леонтьев называет эту деятельность деятельностью 2-го рода, в отличие от предметно не направленной, или поисковой, активности, которая проявляется, например, в ауторитмических движениях новорожденных – эта активность, идущая «навстречу» среде, не побуждается непосредственно воздействием среды и не отвечает предмету потребности до тех пор, пока он не обнаружен.

Значение деятельности:

В процессе деятельности происходит развитие человека, формирование отношения человека к миру.

• «Психика, сознание формируются в деятельности, в поведении, и лишь через поведение, деятельность они объективно познаются

• специфическая особенность человеческой деятельности в том, что она сознательна и целенаправленна…

• вместе с тем, в деятельности и через деятельность индивид реализует и утверждает себя как субъект, как личность. Как субъект – в своем отношении к объектам им порожденным, как личность – в своем отношении к другим людям, на которых он в своей деятельности воздействует и с которыми, он через нее вступает в контакт.

В деятельности все психические свойства личности не только проявляются, но и формируются». (С.Л. Рубинштейн)

Деятельность – это не внешнее делание, а позиция – по отношению к людям, к обществу, которую человек всем своим существом, в деятельности проявляющемся и формирующимся, утверждает.

Основная единица деятельностидействие;

Основная единица поведенияпоступок.

На каждом этапе своего развития общество предъявляет определенный социальный заказ к проекту личности, следовательно, чтобы деятельность привела к запроектированному «проекту»: ее деятельность необходимо организовать и разумно направить; и необходимо направленность извне сочетать с активностью личности.

По направленности выделяют деятельность:

Деятельность может быть активной и пассивной. Нормально развивающийся младенец уже активен, но в дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность повышается или понижается.

Продуктивное развитие человека может быть обеспечено только активной эмоционально-окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает душу, где он самореализуется как личность.

Вывод: для развития личности важна не столько деятельность как таковая, сколько активность личности в этой деятельности проявляющаяся.

«Ученик должен учится сам, а педагог дает ему материал для учения и руководит этим процессом» (К. Ушинский).

Активность личности носит избирательный характер и ее развитие происходит под воздействием лишь тех влечений, которые выражают потребность самого человека.

«Главное дело воспитания личности как раз и заключается в том, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи для него значимые притягательные» (С.Л. Рубинштейн).

Таким образом, активность личности не только предпосылка, но и результат воспитания.