logo
Eсть и общение с семинаром 6

Психологическое строение деятельности

1 уровень Особенных деятельностей (или особых видов деятельности)

2 уровень Действий

3 уровень Операций

4 уровень Психофизиологических функций

2,3,4 уровни – операционально-технические аспекты деятельности

1 уровень – мотивационно - личностные аспекты деятельности

4 уровень:

Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов.

Выделяют по причине «организмического» характера. Достаются субъекту от природы, он ничего не должен делать, чтобы их иметь, он находит их в себе готовыми к использованию.

Это необходимые предпосылки и средства деятельности:

- сенсорная функция – способности к ощущению;

- мнемическая функция – способности к образованию и фиксации прошлого опыта (воздействий);

- моторная функциядвигательная способность;

+ врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение 1-х месяцев жизни.

Пример:

Когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, то он часто использует приемы или действия, которые называются мнемическими (это логический анализ материала, ассоциирование с чем-то знакомым, повторение и т.д.), но ни одно не привело бы к желаемому результату, если бы субъект не обладал мнемической функцией.

3 уровень:

Операцией называется способ выполнения действия (например, перемножить два числа, вдеть нитку в иголку)

Характер операций зависит от условий, в которых совершается деятельность. Если действие отвечает цели, то операция отвечает условиям (внешние обстоятельства, возможности или внутренние средства субъекта).

Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности называется задачей. Описывая процесс решения задачи необходимо указывать и действия, и операции, реализующие их. О действии без операций, абстрагированном от операций, возможно говорить, пожалуй, только на этапе планирования.

Планируемое действие Ц → Д

Осуществляющееся действие Ц (Условие) → Д (Операция)

{Задача}

Психологическая характеристика операций:

1). Мало осознаются – этим отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за протеканием действия. По сути, уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками.

Бывают 2-х родов:

- одни возникают путем прилаживания, адаптации, непосредственного подражания;

- другие возникают из действий путем их автоматизации.

2). Операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на грани сознания.

3). Всякое сложное действие состоит из слоя действий и «подстилающих» их операций.

Движение на границе «сознаваемое-несознаваемое»:

Вверх: укрупнение единиц деятельности (превращение некоторых действий, в основном наиболее элементарных, в операции);

Вниз: дробление деятельности на более мелкие единицы (превращение операций в действия).

Пример:

Предположим, в ходе дискуссии у вас возникла мысль, и вы ее высказали, заботясь о содержании, а не способе выражения.

Вы совершили действие, которое было обеспечено многими операциями – умственными, речевыми, артикуляционными. Вместе они реализовали действие – высказывание мысли.

Но предположим:

- вы не смогли сразу подобрать для выражении мысли нужного слова: граница сдвинулась вниз – то, что раньше происходило на уровне операций (подбор слова), стало действием.

- произнося слово, сделали оговорку, тогда вы его повторяете, следя за правильным произношением: граница еще ниже – действием стал еще более мелкий акт, собственно артикуляция слова, который, как правило, лежит еще в более глубинных слоях операций.

Данный анализ позволяет узнать насколько человек продвинулся в обучении, насколько и чем загружено его сознание, находится ли он в состоянии утомления или эмоционального возбуждения (при которых происходит дробление действий).

Наиболее точный признак, различающий действия и операции – осознаваемость / неосознаваемость

2 уровень:

Действие – основная единица анализа деятельности – это процесс, направленный на реализацию цели.

Цель – это образ желаемого результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. (Говорить о «сознательной цели» не имеет особого смысла: цель всегда сознательна, образ результата всегда удерживается в сознании).

Характеристики действия:

1). Действие включает как необходимый компонент акт сознания в виде постановки и удержания цели, но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала психология сознания, а «раскрывается» в действии («размыкание» круга сознания).

2). Действие – это одновременно и акт поведения (теория деятельности сохраняет достижения бихевиоризма делая объектом изучения внешнюю активность животных и человека), но в неразрывном единстве с сознанием (принцип единства сознания и поведения). Движение без цели – это несостоявшееся поведение, чем подлинная сущность.

3). Через понятие «действие» теория деятельности утверждает принцип активности (противопоставление принципу реактивности): активное начало в субъекте в форме цели, а не во внешнем стимуле. Для человека слишком типичны действия, которые подчиняются не логике внешних воздействий, а логике его внутренней цели.

4). Понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир («Представляемый результат» (цель) действия не столько биологический – получение пищи, избегание опасности, самосохранение, – это прежде производство материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и т.д.) (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

1 уровень:

Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом («ради» чего-то человек, как правило, производит много разных действий), называется деятельностью, а конкретнее, особенной деятельностью или особенным видом деятельности.

Примеры: игровая, учебная, трудовая, общение - за этими формами активности закрепилось слово «деятельность».

На протяжении первых семи лет ребенок последовательно осваивает несколько видов деятельности. Среди них выделяют три основных, ведущих вида деятельности: общение, предметную деятельность и игру. Эти виды деятельности выступают как определяющие условия развития ребенка.