9.3.4.Общение как интеракция
Интеракция – это процесс выработки единой стратегии взаимодействия.
Американские психологи Стейнберг и Миллер анализируют взаимодействие с позиции ориентации на контроль (1) и ориентации на понимание (2).
предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других людей, которое сочетается с желанием доминировать;
включает в себя стремление понять ситуацию и поведение другого, связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров и необходимости достижения взаимной удовлетворенности.
Отсюда закономерности в выборе стратегий общения:
• Стратегия «контролера» – заставить принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации. Всегда стремятся к неравным взаимодействиям с позициями «вертикального взаимодействия».
• Стратегия «понимателя» – адаптация к партнеру. Сопрягается с равными «горизонтальными взаимодействиями».
Характер взаимодействия определяется открытостью (способность выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других) или закрытостью (нежелание или неспособность раскрывать свои позиции) предметной позиции.
При выборе позиции следует учитывать: степень доверия к партнеру, возможные последствия открытого общения.
И вместе с тем, как показывают социально-психологические исследования, максимальная эффективность общения достигается при открытом характере.
В развернутом виде в общении можно выделить такие этапы:
установление контакта;
ориентация в ситуации;
обсуждение вопроса, проблемы;
принятие решения;
выход из контакта.
Многие психологи выделяют 4 позиции в общении:
неучастие – отсутствие реакции, равнодушие;
пристройка сверху – характерна для уверенного человека;
пристройка снизу – неуверенность в себе;
пристройка рядом – корректное сдержанное поведение партнеров.
Помехи общению:
незрелые поверхностные суждения, т.е. мы склонны давать оценки, не вникая в суть вещей, и отсюда следует непонимание;
барьер стереотипов, основанный на 1-ом часто предвзятом впечатлении, которое сделано на недостаточно прочном основании;
озабоченность самим собой, т.е. нам не до других со своими проблемами;
сверхреакция на эмоционально окрашенные слова, т.е. процесс общения нарушается, когда люди выходят за рамки эмоциональной нормы;
необоснованный перебой;
скрытая повестка дня, т.е. общаясь человек преследует свои внутренние интересы (скрытый смысл: прежде, чем попросить, хвалят);
Типы общения:
манипулирование;
рефлексивная игра (демонстрация уважения к партнеру, подчеркивание его значимости, но поступит т.к. ему нужно);
правовое (равенство) – общение протекает в определенных рамках: я обязан к вам так относиться, т.к. это принято;
нравственное (равенство) – равнозначные позиции партнеров, внутреннее признание равенства другого человека – это наиболее открытый искренний стиль взаимодействия;
Задания для самостоятельной работы
Задание 1.1.
Напишите краткую психологическую характеристику хорошо знакомого человека (личностные черты, особенности поведения в различных ситуациях). Подготовьте психологические рекомендации, предписывающие наиболее разумные способы общения с ним.
Задание 1.2.
Самооценка деловых качеств и определение индивидуального стиля общения. Испытай себя: Кто Я? Капитан? Рулевой? Пассажир?
Если вы хотите узнать себя, на каждый из предлагаемых вопросов ответьте правдиво: да, нет, не знаю.
За каждый ответ да на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 и ответ нет на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15 поставьте себе по 10 баллов, за ответ не знаю – 5 баллов, затем подсчитайте общее количество баллов. Ответ в конце теста.
Я всегда чувствую ответственность за все, что происходит в моей жизни.
В моей жизни не было бы столько проблем, если бы некоторые люди изменили свое отношение ко мне.
Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами моих неудач.
Иногда мне кажется, что я родился под несчастливой звездой.
Считаю, что любую проблему можно решить, и не очень понимаю тех, у кого возникают какие-то жизненные трудности.
Люблю помогать людям, потому что чувствую благодарность за то, что другие сделали для меня.
Если происходит конфликт, то размышляя кто виноват, я обычно начинаю с самого себя.
Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответственны те люди, под влиянием которых я стал таким, как я есть.
Я считаю, что алкоголики сами виноваты в своей болезни.
Если черная кошка перейдет мне дорогу, я перехожу на другую сторону улицы или жду, когда кто-то пройдет впереди меня.
Если я простужаюсь, предпочитаю лечиться самостоятельно, а не прибегать к помощи врача.
Считаю, что во вздорности и агрессивности, которые так раздражают в женщине, чаще всего виноваты другие люди.
Уверен, что каждый человек независимо от обстоятельств должен быть сильным и самостоятельным.
Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы окружающие относились к ним снисходительно.
Обычно я мирюсь с ситуацией, повлиять на которую не в состоянии.
Ответ:
100 – 150 баллов. Вы капитан собственной жизни, чувствуете ответственность за все, что с вами происходит, многое берете на себя, преодолеваете трудности, не возводя их в ранг жизненных проблем. Вы видите перед собой задачу и думаете над тем, как ее можно решить. Что при этом происходит в вашей душе – для окружающих загадка.
50 – 99 баллов. Вы охотно бываете рулевым но можете, если необходимо, передать штурвал в верные руки. При оценке причин собственных трудностей реалистичны: гибкость, чуткость и рассудительность всегда бывают вашими союзниками. Вы умеете жить в добром согласии с другими людьми, не нарушая внутреннего согласия с самим собой.
До 49 баллов. Вы часто бываете пассажиром в своей жизни, легко подчиняетесь внешним силам, считая, что так сложились обстоятельства, судьба и т.п. В своих трудностях обвиняете кого угодно, но только не себя. Настоящая независимость кажется вам недостижимой и невозможной.
Контрольные вопросы
Какие виды деятельности человека традиционно выделяют исследователи?
Каковы основные положения психологической теории деятельности?
Какие фундаментальные психологические проблемы рассматривает психологическая теория деятельности?
В чем основное отличие в деятельностном подходе Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна?
Что относится к операционально-техническим аспектам деятельности?
Что относится к мотивационно - личностным аспектам деятельности?
Каково психологическое строение деятельности?
В чем состоит содержание внутренней деятельности и каково ее соотношение с внешней деятельностью?
Что такое «ведущий (особый) тип деятельности»?
Какая деятельность является ведущей в младенчестве?
Какая деятельность является ведущей в подростковом возрасте?
Перечислите возможные мотивы учебной и трудовой деятельности.
Что такое общение (понятие в психологии)?
Какова структура общения?
Каково содержание общения как перцепции?
Каково содержание общения как коммуникации?
Каково содержание общения как интеракции?
Тест №9
1. Основными представителями психологической теории деятельности являются ученые:
а. Л.С. Выготский
б. С.Л. Рубинштейн
в. А.Н. Леонтьев
г. П.Я. Гальперин
д. А. Маслоу
е. И. Павлов
2. Утверждение о том, что не сознание определяет бытие человека, а наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание, является основным в:
а. теории психоанализа
б. гештальтпсихологии
в. психологической теории деятельности
г. бихевиоризме
3. Психология определяется как наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животного в:
а. теории психоанализа
б. гештальтпсихологии
в. психологической теории деятельности
г. бихевиоризме
4. Взаимодействие человека и мира, в процессе которого человек целенаправленно и сознательно преобразует мир – это:
а. активность
б. поведение
в. деятельность
г. действие
Деятельность - это:
а. взаимодействие человека и мира, в процессе которого человек целенаправленно и сознательно преобразует мир
б. способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами
в. специфическая человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внутреннего мира и человека
г. система процессов, осуществляющих взаимодействие организма с предметной средой
д. состояние активности человека
6. Ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте является:
а. предметно-манипулятивная деятельность
б. общение со сверстниками
в. сюжетно-ролевая игра
7. Эмоциональная стабильность младшего школьника определяется в первую очередь:
а. игровой деятельностью
б. деятельностью в сфере бытового труда
в. учением
8. Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психологии термином:
а. интериоризация
б. экстериоризация
в. умственная работа
9. Ведущим типом деятельности в подростковом возрасте является:
а. профессиональная учеба
б. общение со сверстниками
в. игра
10. Ведущим типом деятельности в младенчестве является:
а. предметно-манипулятивная деятельность
б. непосредственное эмоциональное общение со взрослым
в. игра
11. Ведущим типом деятельности в раннем детстве является:
а. предметно-манипулятивная деятельность
б. общение со сверстниками
в. игра
12. Понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека – это:
а. рефлексия
б. эмпатия
в. идентификация
13. Процесс двухстороннего обмена идеями и информацией, ведущий к взаимному пониманию называется:
а. интеракцией
б. перцепцией
в. коммуникацией
14. Восприятие и понимание в процессе общения называется:
а. интеракцией
б. перцепцией
в. коммуникацией
15. Процесс выработки единой стратегии взаимодействия называется:
а. интеракцией
б. перцепцией
в. коммуникацией
16. Из нижеперечисленных принципов, выберите те, которые могут помочь человеку при совершенствовании ораторских навыков и навыков ведения беседы:
а. ясное осознание того, что вы собираетесь сказать
б. расширение словарного запаса
в. визуальный контакт со слушателями
г. постановка открытых вопросов
17. Первоначальная коммуникация начинается, когда ребенок:
а. начинает жестикулировать
б. начинает узнавать лица окружающих
в. слушает голоса окружающих
д. играет с предметами
18. Вы решили быть внимательным на лекции, но тогда вам лучше сесть:
а. в задних рядах
б. прямо перед лектором
в. у окна
г. в центре аудитории
19. Ваш непосредственный начальник дал вам очередное указание, при этом вы должны для успешной коммуникации:
а. выждать несколько секунд, затем переформулировать его распоряжение и задать уточняющие вопросы
б. выждать несколько секунд, затем высказать свое мнение
в. сразу же задать вопросы, затем высказать свое мнение
д. сразу же высказать свое мнение, затем задать вопросы
20. Из перечисленных способов коммуникации, наиболее распространенным является:
а. устная речь
б. письменные сообщения
в. жесты
г. мимика
21. Классный руководитель написал десятистраничную речь, с которой собирается выступить на родительском лектории. Для того чтобы удержать внимание родителей ему необходимо:
а. читать по бумажке
б. смотреть прямо перед собой в пространство
в. говорить с опущенными глазами
г. поддерживать со слушателями визуальный контакт
д. использовать примеры из жизни
е. быть эмоциональным
ж. широко использовать свой богатый педагогический словарный запас, демонстрируя образованность
22. Из следующих вопросов открытыми являются:
а. «Вы довольны?»
б. «Я опоздал?»
в. «Чем я понравился вам?»
г. «Вы пьете кофе?»
д. «Что вам не понятно?»
е. «Вам все понятно?»
23. Употребляя термин «третье ухо» Рейк имел ввиду:
а. процесс активного слухового восприятия и интерпретации
б. возможность отвлекаться
в. возможность слушать одновременно два разговора
г. использование слухового аппарата
24. Чтобы коммуникация была эффективной автор письменного сообщения должен придерживаться принципа:
а. стараться произвести впечатление на читателей, употребляя редкие и умные слова
б. считать своих читателей интеллектуалами
в. писать коротко и понятно
г. не переписывать написанное
25. Денотат слова «мать» соответствует слову:
а. нежная и справедливая
б. власть
в. родитель женского пола
г. мягкий дружелюбный человек
26. Примером вербальной коммуникации является:
а. симфония
б. учебник
в. телефонный звонок
г. сообщение, переданное по факсу
27. Коннотацию того или иного слова можно выявить:
а. найдя его определение в словаре
б. с помощью опросника определив, какие ассоциации вызывает данное слово
в. проанализировав процесс взаимных уступок
г. используя «я-утверждения» вместо «ты-утверждений»
28. У представителей различных культур различаются аспекты коммуникации:
а. как вербальные, так и невербальные
б. нормы коммуникации едины для всех культур
в. только вербальные
г. только невербальные
29. Непосредственная передача партнеру информации в виде эмоционального заряда составляет суть:
а. сочувствия
б. внушение
в. эмпатии
г. заражения
30. Восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей) лежит в основе:
а. профессионального развития
б. социальной перцепции
в. рефлексии
г. воспитания
31. Зависимость восприятия от психической жизни человека, от особенностей его личности называется:
а. апперцепцией
б. перцепцией
в. воображением
г. вниманием
32. Активность как всеобщая характеристика живого получила в человеческом обществе называние:
а. рефлекс
б. деятельность
в. сознание
г. реакция
Литература
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, 2000.
Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1994.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2002.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону., 1999.
Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М., 1995.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2006.
Лавриненко В.Н. Социальная психология и этика делового общения. – М., 1995.
Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М., 1996.
Фомин Ю.А. Психология делового общения. – Минск., 1999.
Семинар 6. Тренинг коммуникации: «Общение как способ взаимодействия между людьми»
Задачи:
- развитие и закрепление коммуникационных навыков с помощью эффективного игрового взаимодействия
- снижение тревожности, связанной с межличностным общением
Методическое обеспечение
Набор тренинговых методик (упражнения на коммуникацию)
Опросник «СМ» (Приложение 18)
План:
- Раздел 3. Человек среди людей
- Тема 9. Деятельность и общение как факторы развития личности
- 9.1. Психологическая теория деятельности
- 9.2. Понятие деятельности
- Психологическое строение деятельности
- 9.2.2. Понятие внутренней деятельности
- Общение
- Деятельность Общение
- Деловое общение
- Общение как перцепция
- 9.3.3. Общение как коммуникация
- 1. Вербальные (словесные)
- 2. Невербальные
- Вербальная коммуникация
- Совершенствование навыков вербального общения
- Невербальная коммуникация
- Мимические коды эмоциональных состояний
- 9.3.4.Общение как интеракция
- I. Актуализация знаний
- II. Практическая часть