logo search
ису

10.Теоретические и теоретико-эмпирические методы исследования

Методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровнях

  1. Абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественных свойств , связей, отношений, предметов и одновременное выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. «Замена сложного простым, но выражающим основное в сложном»;

  2. Моделирование (исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (живых и неживых систем, инженерных конструкций, разнообразных процессов — физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов (для определения, уточнения их характеристик, рационализации способов их построения и т. п.).;

  3. Исторический метод (история изучаемого объекта воспроизводится во всей свой многообразности. Область применения – прежде всего, история);

  4. Логический метод (освобожденная от случайностей и несущественных деталей мысленная реконструкция истории объекта, раскрывающая объективную логику ее развития).

Методы теоретического исследования

  1. Восхождение от абстрактного к конкретному (метод научного исследования, состоящий в движении от абстрактной и односторонней мысли ко всё более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета);

  2. Идеализация (мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире / идеальная система управления).;

  3. Формализация (отображение объектов, их содержания и структуры в знаковой системе / использование языка математики);

  4. Классификация (логическая операция, которая состоит в распределении элементов данного множества по классам, точно охарактеризованным с точки зрения интересующих нас признаков);

  5. Обобщение (логическая операция, заключающаяся в том, что для некоторой группы явлений находится новое, более широкое по объему понятие, отражающее общность свойств этих явлений на уровне нового знаний о них)