logo search
Госы / 1-ый вариант / Bilety_po_Gosam

4 Формы интеграции в с-х.

Под агропромышленной интеграцией понимается усиление взаимосвязей и органическое соединение сельского хозяйства и обслуживающих отраслей. Основой интеграции является повышение эффективности авансированного капитала, развитие производительных сил, углубление общественного разделения труда, специализация и кооперирование производства.

При объединении производственных единиц в условиях рыночной экономики используются два основных направления: горизонтальная и вертикальная интеграция, причем первая считается более примитивной формой, характерной для ранних стадий развития рынка.

Первой, самой простой формой горизонтального объединения является картель. Она создается несколькими предприятиями одной отрасли и предполагает заключение соглашений о ценах, рынках сбыта, квоте (доле каждого участника в общем объеме производства), обмене партнерами и т.п. В России картелю соответствует союз или ассоциация (они не являются субъектами предпринимательской деятельности).

Создание к. наиболее эффективно в условиях перепроизводства с/х-ной продукции и, соответственно, риска снижения цен на потребительском рынке. Картели способствуют минимизации убытков и уменьшению количества разоренных фермеров.

Синдикат (горизонтальная) – форма объединения хозяйствующих субъектов. Объединение в синдикат предполагает, что при сохранении полной юридической и экономической состоятельности хозяйствующие субъекты объединяют свою коммерческую деятельность, создавая при этом единые конторы по сбыту продукции. В начале 20 в. именно синдикаты заняли ведущее место в экономике России. В российском гражданском законодательстве синдикату более соответствует форма договора простого товарищества (совместной деятельности), при котором обязанности по реализации продукции могут быть возложены на одного из участников, участие же остальных сводится к передаче части денежных средств и готовой продукции для реализации без предварительной оплаты.

Трест (горизонтальная)- высшая форма промышленных монополий, предполагающая объединение сбыта, производства и финансов отдельных предприятий. При этом отдельные хозяйствующие субъекты фактически теряют экономическую и юридическую самостоятельность. Цель создания треста – монополизация производства какого-либо вида продукции с целью установления монопольно высоких цен и, как побочный эффект, снижения затрат на управление, реализацию, рекламу и т.п.

В последнее время все большее распространение получает вертикальная интеграция. (2 основные формы) комбинированная более высокая форма:

Концерн (вертикальная) – крупная многоотраслевая корпорация, объединяющая несколько последовательных, взаимосвязанных производств различных отраслей. Понятие концерна можно свести к понятию комбината, действующего по одному из возможных направлений – последовательная переработка сырья вплоть до получения готового продукта.

Конгломерат (вертикальная)– форма вертикальной интеграции, объединение предприятий разных отраслей, не имеющих между собой никаких производственных ли функциональных связей. Главная цель – получение дополнительной прибыли за счет игры на курсах акций объединяемых предприятий или на скачках цен в результате временного нарушения баланса спроса и предложения на рынке.В ГК нет, но создание законом не запрещено, например Довгань.

В настоящее время в с/х-ве широко используется след.формы внутрихозяйственной и межхозяйственной интеграции:

Агропромышленное предприятие – низшая ступень интеграции, которая характеризуется объединением в рамках одного хозяйствующего субъекта нескольких технологических процессов (заготовка, упаковка, хранение).

Агрофирма – более сложная форма интеграции. В ней объединяются предприятия и организации осуществляющие технологич.процессы, например Дороничи.

Агрокомбинат – форма интеграции, схожая с агрофирмой + сбыт, например Красногорский.

Агропромышленное объединение – форма интеграции, при которой предприятие и производства объединяются по территориальному, а не производственному признаку в рамках административного района.

Научно-производственное объединение.

5 Особенности спроса на с/х-ную продукцию – зависимость от спроса на продовольствие, низкая эластичность спроса, относительная стабильность.

Особенность спроса на продовольственных рынках– зависимость от физиологических потребностей, в силу чего относительная устойчивость, зависимость от покупательских намерений

Различают также:

жесткий спрос – когда покупатель уверен в выборе товара и не согласен а замену;

мягкий спрос – при кот.покупатель нуждается в консультации со стороны продавца;

спонтанный спрос – возникший неожиданно для покупателей когда он видит товар;

панический (ажиотаж) спрос- когда товары приобретаются независимо от потребителя.

Факторы спроса:

  1. цена товара (при снижении цены, спрос увеличивается, исключая престижные);

  2. доходы покупателей (с увеличением доходов спрос на большинство товаров увеличивается);

  3. вкусы и предпочтения покупателей;

  4. цены на товарозаменители или дополнительные товары;

  5. численность покупателей;

  6. ожидания покупателей (инфляция – к увеличению спроса).

Эластичность спроса по цене –показывает на сколько % изменится спрос при изменении цены на 1 %. Измеряется одноименным коэффициентом, кот.находится как отношение %-го изменения спроса % изменению цены. Значение в большинстве случаев получится со знаком «-», что показывает обратную зависимость меду спросом и ценой.

Если коэффициент:

=1 - спрос единичной эластичности (при снижении цены на 1% спрос возрастет на 1%. В результате выручка не меняется);

› 1 – спрос эластичности по цене (снижение цены на 1% приводит к росту спроса менее чем на 1%. Выручка снижается).

‹ 1 – спрос не эластичен по цене, снижение цены на 1 % приводит к росту спроса менее, чем на 1 %. В результате выручка снижается.

На эластичность спроса по цене влияют: 1) Наличие товаров-заменителей, 2)вкусы и предпочтения покупателей, 3) период времени, отведенный на принятие решения (чем короче период тем, менее эластичен спрос),. 4) доля расходов данного товара в расходах общих.

Эластичность спроса по доходу измеряется коэффициентом эластичности спроса по доходу, кот.рассчитывается как отношение %-го изменения спроса к %-му изменению дохода. Обычно положительная величина, что подчеркивает прямую связь между спросом и доходом. По непристижным товарам значение коэффициента с минусом. Взаимосвязь между спросом и доходом сформулировал Энгель. Закон Энгеля: с ростом доходов покупателей расходы на продукты питания растут абсолютно и снижаются относительно других расходов. По большинству продовольственных товаров коэффициент эластичности спроса по доходу ‹ 1. На эластичность спроса влияют: 1)вкусы и предпочтения покупателей (чем предпочтительней товар, тем вышле эластичность спроса по доходу на прод.товары); 2)уровень развития хозяйства страны (чем ниже уровень, тем выше эластичность спроса по доходу на прод.товары).

Перекрестная эластичность спроса– отражает зависимость между спросом на данный товар и ценами на товаро-заменители или дополняющие товары. Она измеряется коэффициентом = отношению 5-го изменения спроса на товар к 5-му изменения цены товара. Если «+», значит товары х и у заменяют друг друга, если «о» – они нейтральны, если «-» - дополняют друг друга

6 .Основные методики исчисления с/с продукции. Группировка затрат и их распределение. В соответствие характера учета применяемых в Российской практике предприятия осуществляет калькуляцию затрат и исчисления полн.себестоимости разл.видов продукции. Это предполагает распределение свех косвенных затрат как производственного, так и непроизводственного характера. Такой подход создает ряд проблем связанных с объективностью распределения затрат по видам продукции.

В с/х-ве косвенные затраты распределяются след.образом:

  1. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы- пропорционально сумме прям.затрат на производство за минусом стоимости семян и посад.материала в растениеводстве, кормов в животноводстве, сырья и п/фабрикатов в пром.производствах;

  2. Затраты по тракторам– пропорционально объему выпол.работ для отд.культур в условиях эталон.гектарах.

  3. По почвообрабатывающим машинам - пропорционально обрабатывющим площадям соотв.культур.

  4. По машинам д/внесения удобрений – пропорционально физ.массе внесенных под соотв.культуру удобрений.

К специфич. Особенностям исчисления с/с-ти продукции в с/х-ве относится необходимость распределения затрат между несколькими видами продукции, кот.м .давать одна отрасль.

В с/х-ве всю продукцию принято делить на:

  1. ОСНОВНУЮ – ради кот.организовано производство;

  2. СОПРЯЖЕННУЮ – эта продукция м.иметь как товарное значение так и используется д/продолжения процесса производства.

  3. ПОБОЧНАЯ – как правило не имеет существ.товарное значение. Она используется во внутрихозяйственном обороте.

При исчислении с/с-ти продукции важно рассчитать затраты между основной, сопряженной, и побочной продукцией.

При этом м.применяться след.подходы:

  1. Распределение затрат с помощью спец.коэффициентов, позволяющих перевезти всю продукцию в условную, при этом коэффициент 1, используется в отношении осн.продукции (сейчас не используется);

  2. Распределение затрат пропорционально стоимоси реализованнной продукции (применяется в льноводстве между льносоломкой и семенами);

  3. Распределение затрат путем уменьшения общ.суммы затрат на возможную стоимость побочной продукции.

  4. Распределение затрат пропорционально количественному значению одного из признаков общего для получаемых видов продукции (используется при исчислении с/с зерна).

  5. Распределение затрат на основе фактически сложившегося их соотношения за предшествующие периоды.

В международной практике существует иной подход к калькуляции с/с-ти продукции, при этом все затраты за отчетн.период делятся на производственные, связанные непосредственно с организацией производств.процесса (прямые затраты) и косвенные, к которым относят затраты на организацию производства и управление и затраты связанные с реализацией продукции.

В конце отчетного периода в расчет с/с-ти продукции включается только произв.затраты, затраты связ.с реализацией, и по организац.производства и управления целиком списываются на уменьшение выручки от реализации (т.е. калькулируется не полная с/с-ть).

Такая калькуляция является основой разл.систем управления издержками.