logo
Госы / 1-ый вариант / Bilety_po_Gosam

7 Социально-психологические методы управления.

Особенность психологии человека заключается в том, что вся его социальная жизнь имеет эмоциональную окраску. Эмоциональное состояние может передаваться от одного человека к другому и в группе образуется характерное для нее психологическое, эмоциональное состояние или настроение, кот. преобладает в социальной группе. Его наз. социально-психологическим климатом.

Способы, с помощью которых руководитель влияет на этот климат, наз. социально-психологическими методами управления. Их цель – создать у людей хорошее настроение, благоприятный социально-психологический климат, при котором бы росла производительность труда и эффективность производства.(15-30% успеха руководителя определяется его специальными знаниями, а все остальное – результат работы с людьми.)

Различают социальное и психическое воздействие. К социальным воздействиям относятся:

формирование трудовых коллективов,

управление коллективной деятельностью работников и их социальной активностью,

социальное регулирование,

управление индивидуальным поведением работников,

планирование социального развития коллектива,

создание социальной инфраструктуры

Элементы, на которые оказывается социальное воздействие личные качества работников, мораль, партнерство, соревнование, общение, конфликты.

Психологическое воздействие. Для этого используются следующие факторы:

гласность о результатах труда, о деятельности коллектива, об успехах и недостатках и как они преодолеваются,

моральные поощрения инициативы, активности, творчества, качественного труда

учет психологических особенностей работника при подборе в коллектив, при распределении заданий, при применении поощрений и наказаний

обеспечение перспективы социального и профессионального роста,

справедливое и своевременное материальное стимулирование,

воспитание сознательного отношения к труду, основной метод – убеждение.

Воспитание профессиональной гордости, корпоративного духа и др.

Элементы, на которые направлено психологическое воздействие тип личности, темперамент, характер, потребности и мотивы, способности, поведение, чувства и эмоции.

Для правильного применения этих воздействий проводится социально-психологическая диагностика в коллективе. Применяются следующие методы диагностики наблюдения, тестирования, анкетирование, устный опрос, социометрический опрос, метод экспертной оценки.

Различают несколько уровней применения социально-психологических методов воздействия.

1 уровень - на уровне всего общества. Для этого используют средства массовой информации по которым сообщается о политике государства, о соц. реформах, об уровне преступности. Эти средства используют гос. органы, правящий класс, отдельные группы для формирования общественного мнения, создания психологического климата в обществе.

2 уровень - коллектив

3 уровень – на уровне групп в коллективе

4 уровень – на уровне личности