4 Формы интеграции в с-х.
Под агропромышленной интеграцией понимается усиление взаимосвязей и органическое соединение сельского хозяйства и обслуживающих отраслей. Основой интеграции является повышение эффективности авансированного капитала, развитие производительных сил, углубление общественного разделения труда, специализация и кооперирование производства.
При объединении производственных единиц в условиях рыночной экономики используются два основных направления: горизонтальная и вертикальная интеграция, причем первая считается более примитивной формой, характерной для ранних стадий развития рынка.
Первой, самой простой формой горизонтального объединения является картель. Она создается несколькими предприятиями одной отрасли и предполагает заключение соглашений о ценах, рынках сбыта, квоте (доле каждого участника в общем объеме производства), обмене партнерами и т.п. В России картелю соответствует союз или ассоциация (они не являются субъектами предпринимательской деятельности).
Создание к. наиболее эффективно в условиях перепроизводства с/х-ной продукции и, соответственно, риска снижения цен на потребительском рынке. Картели способствуют минимизации убытков и уменьшению количества разоренных фермеров.
Синдикат (горизонтальная) – форма объединения хозяйствующих субъектов. Объединение в синдикат предполагает, что при сохранении полной юридической и экономической состоятельности хозяйствующие субъекты объединяют свою коммерческую деятельность, создавая при этом единые конторы по сбыту продукции. В начале 20 в. именно синдикаты заняли ведущее место в экономике России. В российском гражданском законодательстве синдикату более соответствует форма договора простого товарищества (совместной деятельности), при котором обязанности по реализации продукции могут быть возложены на одного из участников, участие же остальных сводится к передаче части денежных средств и готовой продукции для реализации без предварительной оплаты.
Трест (горизонтальная)- высшая форма промышленных монополий, предполагающая объединение сбыта, производства и финансов отдельных предприятий. При этом отдельные хозяйствующие субъекты фактически теряют экономическую и юридическую самостоятельность. Цель создания треста – монополизация производства какого-либо вида продукции с целью установления монопольно высоких цен и, как побочный эффект, снижения затрат на управление, реализацию, рекламу и т.п.
В последнее время все большее распространение получает вертикальная интеграция. (2 основные формы) комбинированная более высокая форма:
Концерн (вертикальная) – крупная многоотраслевая корпорация, объединяющая несколько последовательных, взаимосвязанных производств различных отраслей. Понятие концерна можно свести к понятию комбината, действующего по одному из возможных направлений – последовательная переработка сырья вплоть до получения готового продукта.
Конгломерат (вертикальная)– форма вертикальной интеграции, объединение предприятий разных отраслей, не имеющих между собой никаких производственных ли функциональных связей. Главная цель – получение дополнительной прибыли за счет игры на курсах акций объединяемых предприятий или на скачках цен в результате временного нарушения баланса спроса и предложения на рынке.В ГК нет, но создание законом не запрещено, например Довгань.
В настоящее время в с/х-ве широко используется след.формы внутрихозяйственной и межхозяйственной интеграции:
Агропромышленное предприятие – низшая ступень интеграции, которая характеризуется объединением в рамках одного хозяйствующего субъекта нескольких технологических процессов (заготовка, упаковка, хранение).
Агрофирма – более сложная форма интеграции. В ней объединяются предприятия и организации осуществляющие технологич.процессы, например Дороничи.
Агрокомбинат – форма интеграции, схожая с агрофирмой + сбыт, например Красногорский.
Агропромышленное объединение – форма интеграции, при которой предприятие и производства объединяются по территориальному, а не производственному признаку в рамках административного района.
Научно-производственное объединение.
5 Особенности спроса на с/х-ную продукцию – зависимость от спроса на продовольствие, низкая эластичность спроса, относительная стабильность.
Особенность спроса на продовольственных рынках– зависимость от физиологических потребностей, в силу чего относительная устойчивость, зависимость от покупательских намерений
Различают также:
жесткий спрос – когда покупатель уверен в выборе товара и не согласен а замену;
мягкий спрос – при кот.покупатель нуждается в консультации со стороны продавца;
спонтанный спрос – возникший неожиданно для покупателей когда он видит товар;
панический (ажиотаж) спрос- когда товары приобретаются независимо от потребителя.
Факторы спроса:
цена товара (при снижении цены, спрос увеличивается, исключая престижные);
доходы покупателей (с увеличением доходов спрос на большинство товаров увеличивается);
вкусы и предпочтения покупателей;
цены на товарозаменители или дополнительные товары;
численность покупателей;
ожидания покупателей (инфляция – к увеличению спроса).
Эластичность спроса по цене –показывает на сколько % изменится спрос при изменении цены на 1 %. Измеряется одноименным коэффициентом, кот.находится как отношение %-го изменения спроса % изменению цены. Значение в большинстве случаев получится со знаком «-», что показывает обратную зависимость меду спросом и ценой.
Если коэффициент:
=1 - спрос единичной эластичности (при снижении цены на 1% спрос возрастет на 1%. В результате выручка не меняется);
› 1 – спрос эластичности по цене (снижение цены на 1% приводит к росту спроса менее чем на 1%. Выручка снижается).
‹ 1 – спрос не эластичен по цене, снижение цены на 1 % приводит к росту спроса менее, чем на 1 %. В результате выручка снижается.
На эластичность спроса по цене влияют: 1) Наличие товаров-заменителей, 2)вкусы и предпочтения покупателей, 3) период времени, отведенный на принятие решения (чем короче период тем, менее эластичен спрос),. 4) доля расходов данного товара в расходах общих.
Эластичность спроса по доходу измеряется коэффициентом эластичности спроса по доходу, кот.рассчитывается как отношение %-го изменения спроса к %-му изменению дохода. Обычно положительная величина, что подчеркивает прямую связь между спросом и доходом. По непристижным товарам значение коэффициента с минусом. Взаимосвязь между спросом и доходом сформулировал Энгель. Закон Энгеля: с ростом доходов покупателей расходы на продукты питания растут абсолютно и снижаются относительно других расходов. По большинству продовольственных товаров коэффициент эластичности спроса по доходу ‹ 1. На эластичность спроса влияют: 1)вкусы и предпочтения покупателей (чем предпочтительней товар, тем вышле эластичность спроса по доходу на прод.товары); 2)уровень развития хозяйства страны (чем ниже уровень, тем выше эластичность спроса по доходу на прод.товары).
Перекрестная эластичность спроса– отражает зависимость между спросом на данный товар и ценами на товаро-заменители или дополняющие товары. Она измеряется коэффициентом = отношению 5-го изменения спроса на товар к 5-му изменения цены товара. Если «+», значит товары х и у заменяют друг друга, если «о» – они нейтральны, если «-» - дополняют друг друга
6 .Основные методики исчисления с/с продукции. Группировка затрат и их распределение. В соответствие характера учета применяемых в Российской практике предприятия осуществляет калькуляцию затрат и исчисления полн.себестоимости разл.видов продукции. Это предполагает распределение свех косвенных затрат как производственного, так и непроизводственного характера. Такой подход создает ряд проблем связанных с объективностью распределения затрат по видам продукции.
В с/х-ве косвенные затраты распределяются след.образом:
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы- пропорционально сумме прям.затрат на производство за минусом стоимости семян и посад.материала в растениеводстве, кормов в животноводстве, сырья и п/фабрикатов в пром.производствах;
Затраты по тракторам– пропорционально объему выпол.работ для отд.культур в условиях эталон.гектарах.
По почвообрабатывающим машинам - пропорционально обрабатывющим площадям соотв.культур.
По машинам д/внесения удобрений – пропорционально физ.массе внесенных под соотв.культуру удобрений.
К специфич. Особенностям исчисления с/с-ти продукции в с/х-ве относится необходимость распределения затрат между несколькими видами продукции, кот.м .давать одна отрасль.
В с/х-ве всю продукцию принято делить на:
ОСНОВНУЮ – ради кот.организовано производство;
СОПРЯЖЕННУЮ – эта продукция м.иметь как товарное значение так и используется д/продолжения процесса производства.
ПОБОЧНАЯ – как правило не имеет существ.товарное значение. Она используется во внутрихозяйственном обороте.
При исчислении с/с-ти продукции важно рассчитать затраты между основной, сопряженной, и побочной продукцией.
При этом м.применяться след.подходы:
Распределение затрат с помощью спец.коэффициентов, позволяющих перевезти всю продукцию в условную, при этом коэффициент 1, используется в отношении осн.продукции (сейчас не используется);
Распределение затрат пропорционально стоимоси реализованнной продукции (применяется в льноводстве между льносоломкой и семенами);
Распределение затрат путем уменьшения общ.суммы затрат на возможную стоимость побочной продукции.
Распределение затрат пропорционально количественному значению одного из признаков общего для получаемых видов продукции (используется при исчислении с/с зерна).
Распределение затрат на основе фактически сложившегося их соотношения за предшествующие периоды.
В международной практике существует иной подход к калькуляции с/с-ти продукции, при этом все затраты за отчетн.период делятся на производственные, связанные непосредственно с организацией производств.процесса (прямые затраты) и косвенные, к которым относят затраты на организацию производства и управление и затраты связанные с реализацией продукции.
В конце отчетного периода в расчет с/с-ти продукции включается только произв.затраты, затраты связ.с реализацией, и по организац.производства и управления целиком списываются на уменьшение выручки от реализации (т.е. калькулируется не полная с/с-ть).
Такая калькуляция является основой разл.систем управления издержками.
- Менеджмент
- 1. Сущность и содержание менеджмента
- 2. Эволюция теории м-та.
- 3. Стратегическое планирование в м-те.
- 4. Организация, ее виды, структура.
- 5. Понятие мотивации, содержательные теории мотивации.
- 7. Процессуальные теории мотивации
- 8. Коммуникации и коммуникационный процесс, помехи при обмене информацией и их преодоление
- 9. Понятие и классификация управленческих решений. Процедура принятия и реализации управленческого решения.
- Управление апк
- 1 Структура управления, ее характеристика, типы и правила построения.
- 2.Цели и функции управления ап.
- 3.Должностная инструкция главного экономиста.
- 4 Оперативное управление в с-х предприятии, диспетчеризация.
- 5 Административные методы управления.
- 6 Экономические методы управления
- 7 Социально-психологические методы управления.
- 8 Управление качеством продукции
- 9 Управление конфликтами и способы их разрешения.
- 10 Стили управления.
- 11 Личность, как объект управления, управление формированием трудового коллектива
- 12 Кадры управления. Направления кадровой политики, подготовка, оценка, аттестация.
- Антикризисное управление
- 1 Диверсификация менеджмента: типология и выбор вариантов.
- 2 Выбор стратегии, сущность и типы стратегии.
- 3 Инновационный менеджмент, понятие. Организационные формы инновационного менеджмента.
- 4 Государственное регулирование процесса ликвидации несостоятельных предпр.
- 5 Риск-менеджмент, его методы, приемы и способы.
- 6.Антикризисная политика управления персоналом общие и частные принципы управления.
- 7.Арбитражный управляющий и его роль в антикризисном управлении.
- 8.Реинжиниринг, сущность, предназначение.
- 9.Инвестиционная политика в антикризисном управлении.
- Экономическая теория
- 5. Рынок труда и проблема занятости населения.
- 6 Основные макроэкономические показатели и их измерение.
- 7 Совокупный спрос и совокупное предложение: факторы и проблема равновесия.
- 8. Экономический рост, его типы и факторы.
- 9. Экономические циклы и кризисы, их виды.
- 10. Инфляция и инфляционная политика.
- 11 Функции и основные сферы деятельности государства в экономике.
- 12. Экономическая политика государства: цели и методы, инструменты.
- Планирование и прогнозирование
- 1 Методы планирования
- 2 Методы прогнозирования
- 3 Система государственных прогнозов и планов социально-экономического развития рф. Система и функции государственных органов по разработке прогнозов и планов.
- 4 Бизнес – планирование
- 1. Методы нормирования труда
- 2 Современные формы и системы оплаты труда.
- 3.Тарифная система и ее элементы.
- 4.Оплата труда трактористов-машинистов и водителей автотранспорта.
- 5.Оплата труда работников животноводства.
- 6.Оплата труда руководителей и специалистов.
- Маркетинг
- 1. Товарная политика предприятия.
- Концепция управления маркетингом
- 3.Продвижение товара. Система маркетинговых коммуникаций.
- 4.Управление маркетингом на предприятии. Контроль маркетинга.
- 5 Ценовая политика
- Этапы процесса ценообразования
- Организация производства
- 1.Организация как система. Виды систем.
- 2 Система растениеводства
- 3 Система животноводства
- 4.Принципы эффективной организации производства.
- 5 Сущность и формы хозяйственного расчета на предприятиях апк.
- 6.Содержание и порядок проектирования основных производств на с.-х. Предприятиях.
- 7.Социальные и хозяйственные организации.
- 8.Закон синергии и его проявления
- 9.Закон развития и его проявления
- 10.Закон самосохранения и его проявления.
- 11.Проектирование организационных систем.
- Экономика отраслей
- 1.Особенности с-х – как отрасли и его структура.
- 2 Классификация товарных рынков
- Характеристика рынков апк
- 4 Формы интеграции в с-х.
- 8 Основные направления и инструменты ценовой политики. Проблема соотношения цен на продукцию и ресурсы в с-х.
- 9 Экономическая характеристика общих ценообразующих факторов и их особенности на с-х и продовольственных рынках.
- Доходность как основное условие расширенного воспроизводства
- Экономика предприятия
- 1 Понятие экономической эффективности производства. Система показателей уровня эффективности и методика их построения.
- 2 Трудовые ресурсы. Показатели использования рабочей силы. Показатели и факторы производственного труда.
- 3 Экономическая характеристика и принципы группировки активов предприятия, их состав и структура.
- 4 Виды денежной оценки и показат.Использов.Опф.
- 5 Виды и формы предпринимательской деятельности.
- 6 Сущность концентрации производства и ее виды. Эффект масштаба. Показатели размеров хозяйственной деятельности.
- 7 Специализация, кооперирование и комбинирование производства
- 8 Сущность классификации издерж.Предприятия. С/с продукции, работ, услуг и ее виды.Экономич.Бухгалт.И нормальная прибыль.
- 9 Система цен их виды и сртуктура. Факторы ценообразования, связ.С фактич.Усл.Пр-ва и реал.Продукции.
- 13 Особенности и экономическая характеристика источников формирования активов предприятий.
- 15 Оборотные активы и их состав. Показатели исп-ния оа.
- 16 Прибыль и рентабельность
- 17 Нетарифные методы регулирования вэс.
- 18 Тарифное регулирование вэс. Особенности регулирования в России.
- Оценка инвестиций
- Экономика недвижимости
- 1. Понятие недвижимости. Особенности рынка недвижимости.
- 2 Методы определения рыночной ст-ти объекта недвижимости.
- 1.Сущность и функции планирования в управлении. Принципы планирования.
- 2.Система планов предприятия и их взаимосвязь.
- 3.Организация планирования на предприятии.
- 4.Планирование объемов производства и реализации продукции (работ и услуг).
- 5.Планирование потребности в материальных ресурсах.
- 6.Планирование потребности в персонале и фонда оплаты труда.
- 7.Планирование издержек производства и цен.
- 8.Финансовое планирование.