Экономическая теория
Рыночная экономика как система рынков. Виды рынков, их классификация.
Рыночная эк-ка (Р.э.) –это хозяйственная система, основанная на добровольном сотрудничестве индивидов, на прямых связях м/д самостоятельными производителями и потребителями ч/з свободную куплю-продажу. Р.э. явл-ся упорядоченной системой, со свойственным только ей рыночным механизмом, благодаря которым происходит распредел-е огран-х рес-в, устан-ся оптимальный Ур-нь цен, необходимый объем произ-ва. Формируется определ-я структура произв-го процесса.
Рынок – явление сложное и многоплановое. Состоящее из множества взаимодействующих элементов. Рынки делятся на товарные и финансовые, а по ареалу распространения на внутренние и внешние. Финансовые рынки – это рынки ценных бумаг, капиталов и валюты. Рынки товаров и услуг обычно специализированы по отдельным их видам и функционируют на основе товарных и фондовых бирж с использованием различных посредников. Механизмы рынка действуют на основе конкуренции, стремления к прибыли, реализуемых с помощью системы цен.
Рынок- совок-ть экон-х отнош-й, складывающихся в сфере обмена по поводу реализации товара. Рынок обеспечивает контроль потребителя за производителем, выясняет был ли затраченный труд общественно необходим. В рыночную систему входят: 1)потребительский рынок, состоящий из отдельных субъектов, приобретающих товары и услуги.Основные факторы выбора товара: демограф-е,экон-е, полит-е, приро-е,науч-технич. 2) Рынок производителей, к кот-му отн-ся все производственно-экон-е единицы,приобретающие Т,У для их дальнейшего использ-я в процессе произ-ва. 3) Р. Промежуточных продавцов – организации ,приобретающие Т и У для послед. Реализации их в целях получения прибыли. 4)Р. Гос-х учреждений- приобретают Ти У для последующего их использ-я в сфере коммун-х У либо для передачи данных товаровтем, кто в них нуждается. 5) междунар р. – иностранные участ-ки,
По экон-му назн-ю объектов рын-х отн-й: 1)потребительский р. – р. Продов-х пром-х товаров, реализуемых нас-ю непосредственно производит-ми или посредническими торговыми организациями по свободным рыночным ценам. 2) Р. У – бытовые, коммун-е, культ-е, образов-е, здравоохр-е, информ-е.3)рынок жилья .4) р. Ср-в произ-ва – орудия труда, сырье . мат-лы,п/фабрикаты.5) р. Инвестиций – банковские кредиты, частный капитал.6)р. Валюты .7) р.рабочей силы – право свободной продажи каждым человеком своей рабочей силы на началах трудового найма по собственному выбору и желанию. 8) р.инноваций – продукты интеллектуального труда.
Система рынков включает в себя свободный рынок и конкурентные рынки.
Рынки с несовершенной конкуренцией отличаются от режима свободного рынка:
режим свободного рынка характеризуется неограниченным числом участников, свободным доступом на рынок и свободным выходом из рынка.
абсолютная мобильность всех рыночных ресурсов.
однородность товаров одного наименования (стандартная и недеференцированная прордукция).
ни один участник свободной конкуренции не может оказать влияние на уровень цен, которые устанавливаются механизмом рынка.
полная информация всех покупрателей, продавцов о всех рыночных условиях.
Нет кризиса перепроизводства, вынужденной безработицы, инфляции и любых видов монополий. Такого рынка в жизни нет. Существует рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции ( монополистический рынок, олигополистический рынок, рынок монополистической конкуренции и рынок монопсонии).
Характерные черты рыночной экономики
Рыночная экономика характеризуется господством частной собственности, общественным разделенеиме труда, широким развитием обменых отношений, осущесчтвляемых с помощью денег.
Как любая др. система она постоянно развивается. Возникнув в традиционнгом обществе, рынок постоянно превращается в целостную систему, которая опирается на частное предпринимательство.
При множественности и специфичности конкретных современных вариантов, все они развиваются на основе высокоразвитой технологии, смешанной собственности и активного участия госудапрства в экономике.
В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе предпринимательстива, свободе профессионального выбора для каждого желающего работать, свободе потребительского выбора для каждого покупателя.
Стимулом предпринимательскуой деятельности и рыночного выбора выступает частный экономический интерес. Предприятие заинтересовано получить максимальную прибыль. Владельцы факторов производства максимальный доход на свой ресурс. Потребители максимальную пользу от товара.
Свобода предпринимательстива, свобода выбора и личный иетерес формируют отношения состязательности, конкуренции между участниками рыночного оборота. Эти отношения реализуются через систему рыночных цен, которые отражает предпочтение потребителей к ним , предпринимателей и владельцев производственных ресуров.
Т.о. ценовой механизм координирует развитие рыночной экономики. Эффективность ценового механизма зависит от числа участников рыночной системы, от степени их свободы в принятии решений. Проблема что производить, сколько, как и для кого в рыночной системе решается на основе ценовых механизмов.
Ресурсы направляются в те отрасли, продукция которых при данном уровне цен имеет спрос и дает прибыль производителям.
Сложившиймя уровень цен, создавая благоприятные условия для эффективно работающих производителей, определяет технологию производства товаров, стимулирует ее совершенствование и рост экономичности.
Рыночные цены оказывают решающее влияние на распределение поступающей на рынок продукции :
цена важный критерий потребительского выбора,
цены на факторы производства формируют размеры доходов общества и, следовательно, определяют покупательскую способность различных слоев населения.
Ценовой механизм выступает в качестве организатора и координатора рыночной экономики, но эту функцию цены выполняют только в условиях свободной конкуренции потому что в такой ситуации ценовые сигналы точно отражают рыночный спрос, заставляют агентов рынка поступать в соответствии с этими сигналами, и обеспечивать сближение частных и общественных интересов.
Отрицательные церты рыночной экономики:
саморегулирование рынка ведет к угасанию главного контролирующего механизма рыночной экономики – конкуренции. Технический прогресс, его достижения внедряются в производство требуют огромных затрат. Объединение фирм, концентрация в своих руках экономической власти и применение мер принуждения. Ослабление конкуренции снижает экономический эффект распределения ресурсов. Совпадение личных и общественных интересов не происходит. Не эффективное использование ресурсов означает, что рыночная система перестает наилучшим оьразом удовлетворять потребности населения в тех товарах, в которых оно больше всего нуждается.
рыночная экономика вызывает резкое неравенство в доходах. Она искажает структуру потребностей, т.е. для семей с высоким уровнем доходов значительно приобретается пристижное потребление.
рыночная экономика учитывает или ориентирует на индивидуальные потребности. Потребность совместного потребления рынку не интересно (право на труд, образование подрастающего поколения, развитие фундаментальных наук, крупные инвестиционные проекты: запуск спутников).
рыночная система не способна сохранять стабильный уровнь цен. (инфляция)
Т.о., ослыбить или устранить недостатки необходимо государственным регулированием экономики. Стран с чистой рыночной экономикой нет.
Наличие отрицательных свойств рыночной системы приводит к государственному вмешательству в экономическое развитие. Масштабы и формы государвственного вмешательства варьируются от страны к стране, но есть объективные границы для экономического функционирования гоосударства. Корректировка действий рыночных механизмов, смягчает его отрицательные стороны, государство не должно подрывать основы рыночного ценообразования и свободной конкуренции.
Государственное регулирование рыночной экономики:
государство должно организовать денежное обращение.
государство должно устранить или компенсировать негативные внешние эффекты (люди, живущие в плохих жилищных условиях, рядом химическое производство).
государство обязано обеспечить удовлетворение хотябы части общественных потребностей людей.
Это минимальные необходимые границы вмешательства государства в реальную, конкурентную рыночную экономику. Любая рыночная экономика является регулируемой со стороны государства.
Важнейшие черты рыночной эк-ки:
социально экон-ю основу рыночного хоз-ва составляет частная собственностьна землю и др. ср-ва произ-ва. Именно на ее базе главными действующими лицами в экономике явл-ся индивид-е, партнерские. Акционерные и смешанные предприятия.
Частн. Собств. Служит матер-й основой свободного предприним-ва,прикотором каждый чел-к может заняться любой законной предпринимательской деятельностью, сам решает,что, как, для кого и сколько производить.
Свобода выборапотребителями, предпринимателями и наемными работниками своих экон-х партнеров и покупаемых Т и У.
Личная выгода каждого из участников экон-х отн-й. Она явл-ся лучшим стимулятором челов-й инициативы, изобретательности, активности.
Саморегулирование эк-ки под воздействием рыночных факторов: свободно складывающихся цен, свободной игры С и П, конкуренции.
Минимум дирижизма , то есть контроля и управления эк-й со стороны гос-ва. Чем меньше гос-во вмеш-ся в эк-ку, тем меньше помех для рын-й саморегулировки, меньше госсектор с его весьма вероятной убыточностью,меньше бюрократизма и злоупотреблений чиновников. Коррупции и увиливания от налогов.
Преим-ва р.э.:1) высокая спос-ть к быстрому удовл-ю разнооб-х потреб-й в рез-те Дей-я основных мех-в рынка. 2)свобода выбора и действий потребителей и предпринимателей. 3) гибкость и высокая адаптивность к постоянно изменяющимся условиям. 4) эффект-е распр-е огранич-х рес-в. 5) использ-е рез-в и достиж-й НТР. Недостатки р.э.: 1)неспособность р. К сохранению не воспроизводимых ресурсов при стремлении получить макс прибыль. 2) ориентацию рынка прежде всего на удовлетворение потреб-й тех. Кто платит. 3) отсутствие гарантий на стабильность заработка всех уч-в рынка. 4) постоянные изменения рыночной конъюктуры.
Рыночный мех-м состоит из 3-х относ-но самостоятельных мех-в:1) механизм экон-х взаимосвязей м/д субъектами и объектами рыночного процесса; 2) мех-м формир-я цен. Распределения и перераспределения ресурсов и доходов; 3) мех-м рыночной конкуренции за достижение макс-х прибылей и рыночных преимуществ.
Рын. мех-м представляет собой слож. cистему, в которую входят: 1)субъекты р.(продавцы, покуп-ли, посред-ки);2)объекты рынка (рынок капитала, факторов произ-ва);3)взаимоотношения между субъектами; 4) юридическая основа рын-х отнош-й.
Инфраструктура рыночной экономики: сущность основные элементы, значение.
В экономике действуют не изолированные рынки, а целая система рынков. Все элементы которых взаимосвязаны.
Функционирование эк-ой системы, ее равновесие и динамика обеспечивается деятельностью «рыночных институтов» - специализированных организаций, действующих в рамках особого рынка. В наше время эти институты связаны между собой и зависят друг от друга. Совок-ть связанных м/д собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции, составляет инфраструктуру рыночной эк-ки. Классификация рын-й инфр-ры, ее специфическое содержание определяется особенностями рынков, в пределах которых функционируют данные элементы.
Рынок Т и У представляют: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы,сервисные службы. Посреднические компании. Основная функция- связывать друг с другом все сферы общественного произв-ва. Она обеспечивает движение товарных потоков в отраслевом и региональном направлениях, организует заключение контрактов на поставку товаров, сбыт продукции и обслуживание потребителей.
Рынок капиталов состоит из 2-х частей: кредитного рынка (это рынок заемного капитала, его функционирование обеспечивается посредством банков, страховых компаний, различных фондов, способных мобилизовать свободные денежные средства и превращать их в кредиты) и рынка ценных бумаг (продаются доли участия в собственности предприятия).
Рынок труда осуществляет куплю-продажу рабочей силы. Организован в виде биржи труда.
Государственные финансы составляют необходимый элемент рыночной инфраструктуры. Свои функции они выполняют посредством центрального и местного бюджета.
Рынок факторов производства принимает самое активное участие в осуществлении макроэкономических процессов.
Для любого рынка существует своя инфраструктура, куда входит спец. организации, действующие в пределах отдельных рынков.
Звенья рыночной инфраструктуры организуют заключение контрактов на поставку продукции, продвигают товарные потоки по отраслям и регионам, регулируют сбыт и обслуживание потребителей.
Инфраструктура призвана адекватно реагировать на изменение спроса в результате чего рынки эффективно справляются с временными нехватками товаров или услуг, не позволяя им укоренится и превратиться в дефицит.
Естественные и другие монополии в рыночной экономике. Промонопольная и антимонопольная политика государства.
Промонопольная политика государства – фирма единственный производитель данного продукта. Когда продукт монополиста не имеет близких заменителей, когда отсутствуют конкуренты, то создаются условия для диктата цен. Вступление в отрасль блокировано техническими, юридическими, экономическими и др. критериями. ( собственностью на патенты, лицензии на владение сырьем, эффектом масштаба).
По происхождению выделяют два главных вида монополии: естеств. и искусствен.Естественная монополиявозникает и существует закономерно по объективным условиям. Н-р, в отраслях (автомобильная, газовая), где экономически оправдано крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, а значит, и возможность покупать продукцию по более низким ценам. Или там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (городской метрополитен, водоснабжение, связь), поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат. При этом для получения рыночной власти и сверхприбылей сильные компании или подавляют своих конкурентов; или осуществляют так называемое враждебное поглощение соперников (скупая их акции, иногда анонимно); или добровольно объединяются друг с другом в различные союзы, чтобы уже не конкурировать, а упорядоченно и выгодно владеть рынком совместно. Главные формы монополистических союзов:1)картель – его участники, производящие однородную продукцию, договариваются о разделе рынков, торговых квотах и уровне цен. При этом они полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность – как производственную, так и коммерческую (* ОПЕК – Организация стран-экспортеров нефти). 2) синдикат – в нем, как и в картеле, тоже обычно объединяются производители однородных продуктов, но в дополнение картельному соглашению они организуют совместный сбыт продукции и закупку сырья ч/з общую торговую сеть. 3) трест – наиболее тесный монополистический союз, входящие в него предприятия объединяются полностью под единым управлением (*Аэрофлот, городские объединения бытовых услуг, торговли). Тресты –наиболее сильное и антиобщественное проявление монополизма, поэтому сегодня в большинстве стран мира они запрещены. 4) Концерн – представляет собой крупный диферсифицированный (многоотраслевой) экономический комплекс, в который могут входить промышленные, торговые , банковские и др. предприятия. 5) консорциум-временное объединение промышленных, банковских и др компаний для осуществления совместных предпринимательских проектов (строительство туннеля, ж/д, космической станции).
Важней шим средством регулирования деятельности монополий явл антимоноп закон-во (А.з). А.з. представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке. Основа этого законодательства – охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса. Современное А.з. в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется также демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем, чтобы вытеснить отрасли конкурентов.
- Менеджмент
- 1. Сущность и содержание менеджмента
- 2. Эволюция теории м-та.
- 3. Стратегическое планирование в м-те.
- 4. Организация, ее виды, структура.
- 5. Понятие мотивации, содержательные теории мотивации.
- 7. Процессуальные теории мотивации
- 8. Коммуникации и коммуникационный процесс, помехи при обмене информацией и их преодоление
- 9. Понятие и классификация управленческих решений. Процедура принятия и реализации управленческого решения.
- Управление апк
- 1 Структура управления, ее характеристика, типы и правила построения.
- 2.Цели и функции управления ап.
- 3.Должностная инструкция главного экономиста.
- 4 Оперативное управление в с-х предприятии, диспетчеризация.
- 5 Административные методы управления.
- 6 Экономические методы управления
- 7 Социально-психологические методы управления.
- 8 Управление качеством продукции
- 9 Управление конфликтами и способы их разрешения.
- 10 Стили управления.
- 11 Личность, как объект управления, управление формированием трудового коллектива
- 12 Кадры управления. Направления кадровой политики, подготовка, оценка, аттестация.
- Антикризисное управление
- 1 Диверсификация менеджмента: типология и выбор вариантов.
- 2 Выбор стратегии, сущность и типы стратегии.
- 3 Инновационный менеджмент, понятие. Организационные формы инновационного менеджмента.
- 4 Государственное регулирование процесса ликвидации несостоятельных предпр.
- 5 Риск-менеджмент, его методы, приемы и способы.
- 6.Антикризисная политика управления персоналом общие и частные принципы управления.
- 7.Арбитражный управляющий и его роль в антикризисном управлении.
- 8.Реинжиниринг, сущность, предназначение.
- 9.Инвестиционная политика в антикризисном управлении.
- Экономическая теория
- 5. Рынок труда и проблема занятости населения.
- 6 Основные макроэкономические показатели и их измерение.
- 7 Совокупный спрос и совокупное предложение: факторы и проблема равновесия.
- 8. Экономический рост, его типы и факторы.
- 9. Экономические циклы и кризисы, их виды.
- 10. Инфляция и инфляционная политика.
- 11 Функции и основные сферы деятельности государства в экономике.
- 12. Экономическая политика государства: цели и методы, инструменты.
- Планирование и прогнозирование
- 1 Методы планирования
- 2 Методы прогнозирования
- 3 Система государственных прогнозов и планов социально-экономического развития рф. Система и функции государственных органов по разработке прогнозов и планов.
- 4 Бизнес – планирование
- 1. Методы нормирования труда
- 2 Современные формы и системы оплаты труда.
- 3.Тарифная система и ее элементы.
- 4.Оплата труда трактористов-машинистов и водителей автотранспорта.
- 5.Оплата труда работников животноводства.
- 6.Оплата труда руководителей и специалистов.
- Маркетинг
- 1. Товарная политика предприятия.
- Концепция управления маркетингом
- 3.Продвижение товара. Система маркетинговых коммуникаций.
- 4.Управление маркетингом на предприятии. Контроль маркетинга.
- 5 Ценовая политика
- Этапы процесса ценообразования
- Организация производства
- 1.Организация как система. Виды систем.
- 2 Система растениеводства
- 3 Система животноводства
- 4.Принципы эффективной организации производства.
- 5 Сущность и формы хозяйственного расчета на предприятиях апк.
- 6.Содержание и порядок проектирования основных производств на с.-х. Предприятиях.
- 7.Социальные и хозяйственные организации.
- 8.Закон синергии и его проявления
- 9.Закон развития и его проявления
- 10.Закон самосохранения и его проявления.
- 11.Проектирование организационных систем.
- Экономика отраслей
- 1.Особенности с-х – как отрасли и его структура.
- 2 Классификация товарных рынков
- Характеристика рынков апк
- 4 Формы интеграции в с-х.
- 8 Основные направления и инструменты ценовой политики. Проблема соотношения цен на продукцию и ресурсы в с-х.
- 9 Экономическая характеристика общих ценообразующих факторов и их особенности на с-х и продовольственных рынках.
- Доходность как основное условие расширенного воспроизводства
- Экономика предприятия
- 1 Понятие экономической эффективности производства. Система показателей уровня эффективности и методика их построения.
- 2 Трудовые ресурсы. Показатели использования рабочей силы. Показатели и факторы производственного труда.
- 3 Экономическая характеристика и принципы группировки активов предприятия, их состав и структура.
- 4 Виды денежной оценки и показат.Использов.Опф.
- 5 Виды и формы предпринимательской деятельности.
- 6 Сущность концентрации производства и ее виды. Эффект масштаба. Показатели размеров хозяйственной деятельности.
- 7 Специализация, кооперирование и комбинирование производства
- 8 Сущность классификации издерж.Предприятия. С/с продукции, работ, услуг и ее виды.Экономич.Бухгалт.И нормальная прибыль.
- 9 Система цен их виды и сртуктура. Факторы ценообразования, связ.С фактич.Усл.Пр-ва и реал.Продукции.
- 13 Особенности и экономическая характеристика источников формирования активов предприятий.
- 15 Оборотные активы и их состав. Показатели исп-ния оа.
- 16 Прибыль и рентабельность
- 17 Нетарифные методы регулирования вэс.
- 18 Тарифное регулирование вэс. Особенности регулирования в России.
- Оценка инвестиций
- Экономика недвижимости
- 1. Понятие недвижимости. Особенности рынка недвижимости.
- 2 Методы определения рыночной ст-ти объекта недвижимости.
- 1.Сущность и функции планирования в управлении. Принципы планирования.
- 2.Система планов предприятия и их взаимосвязь.
- 3.Организация планирования на предприятии.
- 4.Планирование объемов производства и реализации продукции (работ и услуг).
- 5.Планирование потребности в материальных ресурсах.
- 6.Планирование потребности в персонале и фонда оплаты труда.
- 7.Планирование издержек производства и цен.
- 8.Финансовое планирование.