logo
Госы / 1-ый вариант / Bilety_po_Gosam

Экономическая теория

  1. Рыночная экономика как система рынков. Виды рынков, их классификация.

Рыночная эк-ка (Р.э.) –это хозяйственная система, основанная на добровольном сотрудничестве индивидов, на прямых связях м/д самостоятельными производителями и потребителями ч/з свободную куплю-продажу. Р.э. явл-ся упорядоченной системой, со свойственным только ей рыночным механизмом, благодаря которым происходит распредел-е огран-х рес-в, устан-ся оптимальный Ур-нь цен, необходимый объем произ-ва. Формируется определ-я структура произв-го процесса.

Рынок – явление сложное и многоплановое. Состоящее из множества взаимодействующих элементов. Рынки делятся на товарные и финансовые, а по ареалу распространения на внутренние и внешние. Финансовые рынки – это рынки ценных бумаг, капиталов и валюты. Рынки товаров и услуг обычно специализированы по отдельным их видам и функционируют на основе товарных и фондовых бирж с использованием различных посредников. Механизмы рынка действуют на основе конкуренции, стремления к прибыли, реализуемых с помощью системы цен.

Рынок- совок-ть экон-х отнош-й, складывающихся в сфере обмена по поводу реализации товара. Рынок обеспечивает контроль потребителя за производителем, выясняет был ли затраченный труд общественно необходим. В рыночную систему входят: 1)потребительский рынок, состоящий из отдельных субъектов, приобретающих товары и услуги.Основные факторы выбора товара: демограф-е,экон-е, полит-е, приро-е,науч-технич. 2) Рынок производителей, к кот-му отн-ся все производственно-экон-е единицы,приобретающие Т,У для их дальнейшего использ-я в процессе произ-ва. 3) Р. Промежуточных продавцов – организации ,приобретающие Т и У для послед. Реализации их в целях получения прибыли. 4)Р. Гос-х учреждений- приобретают Ти У для последующего их использ-я в сфере коммун-х У либо для передачи данных товаровтем, кто в них нуждается. 5) междунар р. – иностранные участ-ки,

По экон-му назн-ю объектов рын-х отн-й: 1)потребительский р. – р. Продов-х пром-х товаров, реализуемых нас-ю непосредственно производит-ми или посредническими торговыми организациями по свободным рыночным ценам. 2) Р. У – бытовые, коммун-е, культ-е, образов-е, здравоохр-е, информ-е.3)рынок жилья .4) р. Ср-в произ-ва – орудия труда, сырье . мат-лы,п/фабрикаты.5) р. Инвестиций – банковские кредиты, частный капитал.6)р. Валюты .7) р.рабочей силы – право свободной продажи каждым человеком своей рабочей силы на началах трудового найма по собственному выбору и желанию. 8) р.инноваций – продукты интеллектуального труда.

Система рынков включает в себя свободный рынок и конкурентные рынки.

Рынки с несовершенной конкуренцией отличаются от режима свободного рынка:

Нет кризиса перепроизводства, вынужденной безработицы, инфляции и любых видов монополий. Такого рынка в жизни нет. Существует рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции ( монополистический рынок, олигополистический рынок, рынок монополистической конкуренции и рынок монопсонии).

  1. Характерные черты рыночной экономики

Рыночная экономика характеризуется господством частной собственности, общественным разделенеиме труда, широким развитием обменых отношений, осущесчтвляемых с помощью денег.

Как любая др. система она постоянно развивается. Возникнув в традиционнгом обществе, рынок постоянно превращается в целостную систему, которая опирается на частное предпринимательство.

При множественности и специфичности конкретных современных вариантов, все они развиваются на основе высокоразвитой технологии, смешанной собственности и активного участия госудапрства в экономике.

В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе предпринимательстива, свободе профессионального выбора для каждого желающего работать, свободе потребительского выбора для каждого покупателя.

Стимулом предпринимательскуой деятельности и рыночного выбора выступает частный экономический интерес. Предприятие заинтересовано получить максимальную прибыль. Владельцы факторов производства максимальный доход на свой ресурс. Потребители максимальную пользу от товара.

Свобода предпринимательстива, свобода выбора и личный иетерес формируют отношения состязательности, конкуренции между участниками рыночного оборота. Эти отношения реализуются через систему рыночных цен, которые отражает предпочтение потребителей к ним , предпринимателей и владельцев производственных ресуров.

Т.о. ценовой механизм координирует развитие рыночной экономики. Эффективность ценового механизма зависит от числа участников рыночной системы, от степени их свободы в принятии решений. Проблема что производить, сколько, как и для кого в рыночной системе решается на основе ценовых механизмов.

Ресурсы направляются в те отрасли, продукция которых при данном уровне цен имеет спрос и дает прибыль производителям.

Сложившиймя уровень цен, создавая благоприятные условия для эффективно работающих производителей, определяет технологию производства товаров, стимулирует ее совершенствование и рост экономичности.

Рыночные цены оказывают решающее влияние на распределение поступающей на рынок продукции :

  1. цена важный критерий потребительского выбора,

  2. цены на факторы производства формируют размеры доходов общества и, следовательно, определяют покупательскую способность различных слоев населения.

Ценовой механизм выступает в качестве организатора и координатора рыночной экономики, но эту функцию цены выполняют только в условиях свободной конкуренции потому что в такой ситуации ценовые сигналы точно отражают рыночный спрос, заставляют агентов рынка поступать в соответствии с этими сигналами, и обеспечивать сближение частных и общественных интересов.

Отрицательные церты рыночной экономики:

Т.о., ослыбить или устранить недостатки необходимо государственным регулированием экономики. Стран с чистой рыночной экономикой нет.

Наличие отрицательных свойств рыночной системы приводит к государственному вмешательству в экономическое развитие. Масштабы и формы государвственного вмешательства варьируются от страны к стране, но есть объективные границы для экономического функционирования гоосударства. Корректировка действий рыночных механизмов, смягчает его отрицательные стороны, государство не должно подрывать основы рыночного ценообразования и свободной конкуренции.

Государственное регулирование рыночной экономики:

Это минимальные необходимые границы вмешательства государства в реальную, конкурентную рыночную экономику. Любая рыночная экономика является регулируемой со стороны государства.

Важнейшие черты рыночной эк-ки:

  1. социально экон-ю основу рыночного хоз-ва составляет частная собственностьна землю и др. ср-ва произ-ва. Именно на ее базе главными действующими лицами в экономике явл-ся индивид-е, партнерские. Акционерные и смешанные предприятия.

  2. Частн. Собств. Служит матер-й основой свободного предприним-ва,прикотором каждый чел-к может заняться любой законной предпринимательской деятельностью, сам решает,что, как, для кого и сколько производить.

  3. Свобода выборапотребителями, предпринимателями и наемными работниками своих экон-х партнеров и покупаемых Т и У.

  4. Личная выгода каждого из участников экон-х отн-й. Она явл-ся лучшим стимулятором челов-й инициативы, изобретательности, активности.

  5. Саморегулирование эк-ки под воздействием рыночных факторов: свободно складывающихся цен, свободной игры С и П, конкуренции.

  6. Минимум дирижизма , то есть контроля и управления эк-й со стороны гос-ва. Чем меньше гос-во вмеш-ся в эк-ку, тем меньше помех для рын-й саморегулировки, меньше госсектор с его весьма вероятной убыточностью,меньше бюрократизма и злоупотреблений чиновников. Коррупции и увиливания от налогов.

Преим-ва р.э.:1) высокая спос-ть к быстрому удовл-ю разнооб-х потреб-й в рез-те Дей-я основных мех-в рынка. 2)свобода выбора и действий потребителей и предпринимателей. 3) гибкость и высокая адаптивность к постоянно изменяющимся условиям. 4) эффект-е распр-е огранич-х рес-в. 5) использ-е рез-в и достиж-й НТР. Недостатки р.э.: 1)неспособность р. К сохранению не воспроизводимых ресурсов при стремлении получить макс прибыль. 2) ориентацию рынка прежде всего на удовлетворение потреб-й тех. Кто платит. 3) отсутствие гарантий на стабильность заработка всех уч-в рынка. 4) постоянные изменения рыночной конъюктуры.

Рыночный мех-м состоит из 3-х относ-но самостоятельных мех-в:1) механизм экон-х взаимосвязей м/д субъектами и объектами рыночного процесса; 2) мех-м формир-я цен. Распределения и перераспределения ресурсов и доходов; 3) мех-м рыночной конкуренции за достижение макс-х прибылей и рыночных преимуществ.

Рын. мех-м представляет собой слож. cистему, в которую входят: 1)субъекты р.(продавцы, покуп-ли, посред-ки);2)объекты рынка (рынок капитала, факторов произ-ва);3)взаимоотношения между субъектами; 4) юридическая основа рын-х отнош-й.

  1. Инфраструктура рыночной экономики: сущность основные элементы, значение.

В экономике действуют не изолированные рынки, а целая система рынков. Все элементы которых взаимосвязаны.

Функционирование эк-ой системы, ее равновесие и динамика обеспечивается деятельностью «рыночных институтов» - специализированных организаций, действующих в рамках особого рынка. В наше время эти институты связаны между собой и зависят друг от друга. Совок-ть связанных м/д собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции, составляет инфраструктуру рыночной эк-ки. Классификация рын-й инфр-ры, ее специфическое содержание определяется особенностями рынков, в пределах которых функционируют данные элементы.

Рынок Т и У представляют: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы,сервисные службы. Посреднические компании. Основная функция- связывать друг с другом все сферы общественного произв-ва. Она обеспечивает движение товарных потоков в отраслевом и региональном направлениях, организует заключение контрактов на поставку товаров, сбыт продукции и обслуживание потребителей.

Рынок капиталов состоит из 2-х частей: кредитного рынка (это рынок заемного капитала, его функционирование обеспечивается посредством банков, страховых компаний, различных фондов, способных мобилизовать свободные денежные средства и превращать их в кредиты) и рынка ценных бумаг (продаются доли участия в собственности предприятия).

Рынок труда осуществляет куплю-продажу рабочей силы. Организован в виде биржи труда.

Государственные финансы составляют необходимый элемент рыночной инфраструктуры. Свои функции они выполняют посредством центрального и местного бюджета.

Рынок факторов производства принимает самое активное участие в осуществлении макроэкономических процессов.

Для любого рынка существует своя инфраструктура, куда входит спец. организации, действующие в пределах отдельных рынков.

Звенья рыночной инфраструктуры организуют заключение контрактов на поставку продукции, продвигают товарные потоки по отраслям и регионам, регулируют сбыт и обслуживание потребителей.

Инфраструктура призвана адекватно реагировать на изменение спроса в результате чего рынки эффективно справляются с временными нехватками товаров или услуг, не позволяя им укоренится и превратиться в дефицит.

  1. Естественные и другие монополии в рыночной экономике. Промонопольная и антимонопольная политика государства.

Промонопольная политика государства – фирма единственный производитель данного продукта. Когда продукт монополиста не имеет близких заменителей, когда отсутствуют конкуренты, то создаются условия для диктата цен. Вступление в отрасль блокировано техническими, юридическими, экономическими и др. критериями. ( собственностью на патенты, лицензии на владение сырьем, эффектом масштаба).

По происхождению выделяют два главных вида монополии: естеств. и искусствен.Естественная монополиявозникает и существует закономерно по объективным условиям. Н-р, в отраслях (автомобильная, газовая), где экономически оправдано крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, а значит, и возможность покупать продукцию по более низким ценам. Или там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (городской метрополитен, водоснабжение, связь), поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат. При этом для получения рыночной власти и сверхприбылей сильные компании или подавляют своих конкурентов; или осуществляют так называемое враждебное поглощение соперников (скупая их акции, иногда анонимно); или добровольно объединяются друг с другом в различные союзы, чтобы уже не конкурировать, а упорядоченно и выгодно владеть рынком совместно. Главные формы монополистических союзов:1)картель – его участники, производящие однородную продукцию, договариваются о разделе рынков, торговых квотах и уровне цен. При этом они полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность – как производственную, так и коммерческую (* ОПЕК – Организация стран-экспортеров нефти). 2) синдикат – в нем, как и в картеле, тоже обычно объединяются производители однородных продуктов, но в дополнение картельному соглашению они организуют совместный сбыт продукции и закупку сырья ч/з общую торговую сеть. 3) трест – наиболее тесный монополистический союз, входящие в него предприятия объединяются полностью под единым управлением (*Аэрофлот, городские объединения бытовых услуг, торговли). Тресты –наиболее сильное и антиобщественное проявление монополизма, поэтому сегодня в большинстве стран мира они запрещены. 4) Концерн – представляет собой крупный диферсифицированный (многоотраслевой) экономический комплекс, в который могут входить промышленные, торговые , банковские и др. предприятия. 5) консорциум-временное объединение промышленных, банковских и др компаний для осуществления совместных предпринимательских проектов (строительство туннеля, ж/д, космической станции).

Важней шим средством регулирования деятельности монополий явл антимоноп закон-во (А.з). А.з. представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке. Основа этого законодательства – охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса. Современное А.з. в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется также демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем, чтобы вытеснить отрасли конкурентов.