logo search
3

1.3. Стратегия самопрезентации

Самопрезентация ­ это поведение, направленное на то, чтобы создать определенное впечатление, уточнить и поддержать свой образ в глазах других, тем самым побудить людей к требуемому поведению

Способность создавать и поддерживать в глазах других такой свой образ, который наиболее выгоден с точки зрения эффективности воздействия на людей, может быть сознательной или неосознной. При сознательной самопрезентации человек, непрерывно контролируя свое поведение и отмечая, как реагируют другие, корректирует свое поведение. Он пытается управлять впечатлением, которое производит.

В исследованиях выделены две стратегии самопрезентации: «ублажающая» и « самоконструирующая».

«Ублажающая» стратегия управляется критериями, принятыми в данной аудитории, и направлена на то, чтобы выставить себя в благоприятном свете, подстраиваясь под аудиторию и получить «вознаграждение».

«Самоконструирующая» стратегия направлена на поддержание и укрепление « идеального Я», то есть вытекает из желания произвести впечатление на других теми качествами, которые входят в «идеальное Я» человека. Если поведение человека меняется от аудитории к аудитории, это говорит об «ублажающей» стратегии, если не меняется о «самоконструирующей». Экспериментальные исследования подтверждают, что поведение человека меняется в условиях публичности в сравнении с условиями приватности и что оно меняется в зависимости от аудитории. В стратегиях самопрезентации наблюдается эффект «фасада» ­ полупроизвольная тенденция подчеркивать в себе социально желаемые качества Я ­ образа.

Эффективная самопрезентация заключается в способности сконцентрировать внимание окружающих на своих несомненных достоинствах и закамуфлировать недостатки. Такая самопрезентация тесно связана с умением владеть психологической инициативой в процессе общения, остроумием, выразительностью и артистизмом.

Это также умение индивидуализировать свой образ, высвечивать лучшие индивидуальные качества.

Результативность самопрезентации во многом зависит от учета механизмов межличностного восприятия.

1.4. Механизмы межличностного восприятия (построение образа другого человека)

Психологической сущностью восприятия человека человеком является формирование образа человека, с которым предстоит общение или совместная деятельность. Основной задачей межличностного восприятия является выявление признаков, на основании которых строится образ другого человека, адекватно отражающий его некоторые характерологические особенности и эмоциональные состояния важные для данной ситуации. Этот образ и помогает прогнозировать поведение и последовательность действий данного человека. Но необходимо иметь в виду, что психологические механизмы восприятия людей ранее незнакомых и знакомых различны.

При восприятии новых для себя людей формируется первое впечатление, где главное внимание человек уделяет таким особенностям внешности, которые позволяют в начале оценить общее отношение к человеку, понять как целесообразно вести себя по отношению к нему.

Исследования показывают, что при формировании первого впечатления люди обращают внимание прежде всего на: наружность (физическая привлекательность, рост, волосы, телосложение), одежду (стиль одежды, соответствие ситуации, опрятность), осанку; поведение, манеру общения; на предполагаемые качества личности, выявленные на этой основе. На построение образа влияет также и то, что у любого человека под воздействием его социального окружения, профессиональной деятельности формируются некие эталоны­стереотипы других людей. Выделяются три основных класса эталонов ­ стереотипов ­ антропологические, эмоционально­эстетические и социальные. Антропологические связаны с внешним обликом человека, социальные­ с его статусом, родом деятельности, эмоционально-эстетические с манерой поведения, общения, внешним обликом.

Большое значение имеет и психологическая установка на воспринимаемого человека. Если охарактеризовали человека до встречи с ним как порядочного, умного, то вероятнее всего, первое впечатление будет примерно таким же. При формировании первого впечатления почти всегда присутствует и феномен проецирования, т.е. приписывания своих эмоций и состояний в другую личность. Приписываются также и некоторые свои личностные качества, так уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним, чем неуверенные. Образ партнера, который создается при знакомстве он необходим для того, чтобы правильно и эффективно строить общение с ним. . Поэтому первое впечатление формируется всегда, как при специальном намерении, так и без него.

В процессе совместной деятельности , при более длительном контакте образ другого человека, с которым общается воспринимающий, становится более сложным, по сравнению с первым впечатлением, которое складывается на основе преимущественно оценки привлекательности внешнего облика. При длительном контакте в большей степени осуществляется проникновение через «фасад» этого человека к более точному пониманию его образа.