logo search
Основные понятия теории принятия решений

Содержание задачи принятия индивидуального решения. Основные элементы.

Согласно теории суть задачи принятия решений заключается в определении наилучшего (оптимального, целесообразного) способа действий для достижения целей. На этапах управления конфликтом под целью в широком смысле будем понимать идеальное представле-ние желаемого состояния для конфликтующих сторон, каковым явля-ется выгодное для обеих сторон завершение конфликта. Если факти-ческое состояние не соответствует желаемому, т. е. стороны затрудня-ются или не знают, как разрешить или хотя бы урегулировать кон-фликт, то имеет место проблема. Выработка плана действий по устра-нению проблемы составляет сущность задачи принятия решений. Проблема всегда связана с определенными условиями, которые обоб-щенно называются ситуацией. Поэтому совокупность проблемы и ситуации образуют проблемную ситуацию. И эта проблемная ситуация в совокупности с первоначальным предметом конфликта, т. е. с основным противоречием между конфликтующими сторонами, представляют исходную информацию, с которой необходимо работать участникам для ее устранения.

Как мы уже рассматривали выше, субъектом всякого решения яв-ляется лицо, принимающее решение (ЛПР). Это собирательное понятие включает понятия индивидуального ЛПР или группового ЛПР, в смысле группы лиц, вырабатывающих коллективное решение.

В конфликтологии особое внимание уделяется альтернативным методам разрешения конфликтов , которые рассматриваются как кон-структивные. К ним относятся прямые переговоры, согласительные процедуры (фасилитация) и переговоры с участием посредника (меди-ация). Во всех этих методах в качестве лиц, принимающих решение, предполагается не менее двух сторон, причем, каждая из сторон может представлять собой либо групповое ЛПР, например, администрация предприятия и профсоюзный комитет, либо индивидуальное ЛПР, например политический лидер или руководитель (менеджер) в организации.

Для помощи субъектам конфликта в сборе и первичном анализе информации и формировании вариантов (альтернатив) решений могут быть привлечены посредники и эксперты-консультанты или другие компетентные специалисты, которые проведут детальное предвари-тельное рассмотрение основной и сопутствующих ей проблем.

Принятие решений происходит во времени, это не одномоментный акт. Очень часто это достаточно длинный и мучительный процесс, направленный на устранение проблемной ситуации. Выделяются три этапа: поиск информации, определение и нахождение альтернатив, и выбор наилучшей альтернативы.

На первом этапе собирается вся доступная на момент принятия решения информация: фактические данные, мнение экспертов. Там, где это возможно, строятся гипотезы и используются экспертные методы . Второй этап связан с определением множества возможных аль-тернатив, которые, например, на этапе ведения переговоров, вырабо-тали конфликтующие стороны. На третьем этапе осуществляется их сравнение и выбор наилучшего варианта (или вариантов) решения.

Сравнение альтернативных (взаимоисключающих) вариантов ре-шений предполагает введение и оценку их предпочтительности, т. е. некоторой интегральной оценки качества решений. Эта оценка может быть основана как на объективном анализе (знании, опыте и т. д.), так и на субъективном понимании ценности и эффективности решений.

Для осуществления выбора наилучшего решения индивидуальное ЛПР определяет критерий выбора, т. е. способ выражения различий между альтернативами с точки зрения предпочтения ЛПР. Групповые ЛПР производят выбор на основе «принципа согласия». Конечным результатом задачи принятия решения, реализующим следующую функцию управления, является решение, которое представляет пред-писание к действию — «регулирование». В теории принятия решений допустимым считается решение, которое удовлетворяет ограничениям (ресурсным, правовым, морально-этическим и т. д.). Решение называется оптимальным или целесообразным, если оно наилучшее из возможных вариантов по критерию выбора для индивидуального ЛПР или удовлетворяет «принципу согласия» группового ЛПР.

После определения основных понятий можно приступить к фор-мулировке задачи принятия решения.

В самой общей форме любая задача может быть представлена в виде «дано», «требуется определить». Руководствуясь этой формой, опишем содержание в виде перечня параметров.

Дано: проблемная ситуация, время принятия решения, выделяе-мые ресурсы.

Требуется определить: оптимальное (целесообразное) решение.

В постановке задачи на начальном этапе не рассматривается спе-цифика деления на индивидуальное и коллективное принятие реше-ний, поэтому она носит универсальный характер и может быть приме-нена для задач конфликтологии.

Начнем с исходных данных. В основе проблемной ситуации ле-жит история взаимоотношений, позиции сторон, внутренние и внешние факторы и то основное противоречие, которое стало предметом конфликта сторон. От правильности первичного анализа ситуации зависит очень многое — развитие конфликта и выбор формы заверше-ния.

Однако в ряде случаев, а точнее, почти всегда такой анализ за-труднен наличием неопределенности. Прежде всего эта неопределен-ность связывается с особенностями индивида или группы индивидов, ставящих и решающих задачу, с их способностью собрать и переработать информацию о рассматриваемой проблеме. Постановка задачи является первым шагом в борьбе с неопределенностью. Из бесконечного разнообразия окружающего мира индивид выделяет определенный круг факторов и искусственно разрывает их связь с остальной средой. Тем самым вычленяется относительно обособленная, замкнутая система взаимодействующих факторов, которые составляют содержание задачи. Задание условий позволяет снять некоторую часть неопределенности, а определение характера взаимодействия факторов (элементов задачи) дает возможность качественно сформулировать цели задачи. Например, медиатор, начиная работать со сторонами, выслушивает их позиции, задает вопросы по поводу тех или иных обстоятельств. На этом этапе фигурируют еще весьма расплывчатые намерения и не совсем ясна цель. Но в процессе медиации, благодаря профессионально выстроенной медиатором процедуре, стороны переходят от позиций к выявленным интересам. В результате не только для медиатора становится более понятным предмет спора, но и стороны начинают смотреть на проблему другими глазами. Причем этот процесс уточнения или «снятия неопределенности» продолжается на про-тяжении всего периода работы с конфликтом. В конечном итоге бла-годаря таким итерационным шагам удается уточнить и объективно представить проблему спора.

Говоря о проблемной ситуации и сопровождающей ее неопреде-ленности, мы еще явно не касались других исходных данных, которые неразрывно связаны с ней — это время и ресурсы.

Промежуток времени между осознанием проблемы и принятием на себя ответственности за выработку совместного с другой стороной решения и собственно исполнением решения может меняться в зави-симости от существа предмета конфликта и других обстоятельств. В большинстве случаев для принятия решения выделяется ограниченный интервал времени, исчисляемый секундами, часами, днями и т. д. При управлении конфликтом такие временные ограничения могут быть обусловлены различными обстоятельствами. Например, оценка «соотношения сторон» или «баланса сил» помогает осознать сторонам дефицит ресурсов, в том числе временных для продолжения конфликта, и это может стать основанием для начала переговоров. Лимит времени является условием некоторого «принуждения» для вступления в процедуру урегулирования, а иногда выступает как дисциплинирующее условие.

Важным обстоятельством при постановке задачи принятия реше-ния является формулировка целей. Пока нет цели — нет и проблемы, которую надо решать. Как говорил Сенека: «Для корабля, который не знает куда плыть, нет попутного ветра». Как уже отмечалось, под це-лью понимается идеальное представление желаемого состояния. А желаемые состояния у каждой стороны это не просто завершение кон-фликта, а удовлетворение собственных интересов. Очень часто субъ-екты конфликта не могут корректно сформулировать цели, путают их со своими желаниями и позициями. Цели всегда конкретны, и именно конкретность целей побуждает договаривающиеся стороны мобилизо-вать свои ресурсы (материальные, интеллектуальные и т. д.) на устра-нение существующей проблемы. Целеполагание это сложный процесс, он обязательно предполагает выбор показателя, характеризующего степень близости к цели. Цели взаимосвязаны с интересами сторон, и учет данного обстоятельства помогает в поиске совместного решения конфликтующим сторонам.

Таким образом, находясь в конфликтной (проблемной) ситуации, стороны в большинстве случаев ограничены временем и ресурсами для принятия решения. В ситуациях принятия решения, когда участники в «натянутых» отношениях, находятся под давлением, существует нехватка информации, компенсировать которую можно лишь верой в одну из возможных гипотез. Стороны, либо самостоятельно, либо с помощью посредников, участвующих в этой процедуре, доопределяют или переопределяют исходную проблемную ситуацию гипотетическими альтернативными ситуациями (гипотезами) и тем самым, «снимают» часть неопределенности.

Классическим и уже хрестоматийным примером могут служить переговоры между Израилем и Египтом, проводившиеся при посред-ничестве США и завершившиеся Кэмп-Дэвидским мирным договором в 1978г. Конфликт, начавшийся в 1967 г., был урегулирован только спустя одиннадцать лет. И, несмотря на давность события, результаты урегулирования этого конфликта и важность посреднической миссии США отмечены Нобелевской премией Мира, полученной бывшим президентом Дж. Картером в 2002 г. Процесс регулирования был дли-тельным и трудным. Первоначальные позиции сторон, их представле-ние проблемной ситуации, были переопределены в ходе многих попы-ток-итераций совместного обсуждения, что позволило выработать решение, которое в результате устроило обе стороны. Переход от позиций к интересам сторон — это конструктивный подход в структуризации проблемы.

Важным моментом в постановке задачи принятия решений явля-ется выработка альтернативных вариантов решения. Множество этих вариантов может исчисляться двумя (например, окружение президента Дж. Кеннеди в период Карибского кризиса рассматривало только два варианта решения проблемы — блокаду Кубы или военные действия ) или большим числом вариантов (например, при заключении Кэмп-Дэвидского соглашения было рассмотрено больше 20 вариантов).

Следующими промежуточными элементами задачи, от которых зависит выбор наилучшего варианта решения, являются критерии достижения целей. Как отмечено у Р. Фишера и У. Юри, использова-ние объективных критериев (норм, законов, правил и т. д.) может при-вести к возможности выбора целесообразного варианта. Причем выбор осуществляется из области возможных (допустимых) вариантов, а эта область определяется ограничениями, которые сформулированы сторонами при описании и уточнении проблемной ситуации. Следует отметить, что в большинстве случаев критериев может быть более одного (многокритериальная задача принятия решений) и поэтому необходим способ, позволяющий упорядочивать эти критерии. Это действие является прерогативой лиц, принимающих решение, в конфликте — конфликтующих сторон, и трактуется в теории принятия решения как предпочтения ЛПР. Для группового ЛПР в задаче принятия решения необходимо задание функций группового предпочтения, зависящих от индивидуальных предпочтений членов группы. Для формирования группового предпочтения используется «принцип согласования», или согласованности, индивидуальных предпочтений. В этом выражается специфика постановки задачи индивидуального и группового (коллективного) принятия решений.

Кратко задачу принятия решения в управлении конфликтом можно сформулировать так: в условиях проблемной (конфликтной) ситуации, имеющихся у сторон времени и ресурсов необходимо до-определить проблемную ситуацию множеством гипотетических си-туаций, сформулировать множество целей, ограничений, альтерна-тивных решений, произвести оценку предпочтений решений и найти наилучшее решение из множества допустимых для обеих сторон, ру-ководствуясь критерием выбора.

Для группового ЛПР в задаче принятия решения необходимо до-бавить функцию группового предпочтения, зависящую от вектора индивидуальных предпочтений членов группы, и правила согласования индивидуальных предпочтений для формирования группового предпо-чтения.

Большинство задач принятия решений относятся к многокритери-альным задачам выбора, и класс подобных задач включает, кроме приведенной выше задачи определения наилучшей (оптимальной) альтернативы, также задачи упорядочения альтернатив и распределение альтернатив по классам решений.

Следует отметить, что приведенная формулировка задачи принятия решения отражает в основном рациональную (объективную) составляющую процедуры выработки решения, хотя в ряде компонент задачи, таких как выбор предпочтения, способа сравнения альтернатив и т. д. присутствует и субъективная составляющая, которая требует детального исследования и учета при выборе методов принятия решений.