logo search
СОКР Менеджмент-текст лекций ЧАСТЬ 2 (Левченко) - копия

13.3 Управление затратами.

Затраты в целом имеют тенденцию расти быстрее доходов, поэтому важно установить контроль над ними. Например, увеличения оборота с целью захвата доли рынка (один из стратегических вариантов) можно достичь, либо снижая цены на товары (услуги), либо увеличивая затраты на маркетинг. В обоих случаях отношение чистой прибыли к обороту будет иметь тенденцию к снижению.

Анализ прибылей и убытков, обозначаемый в зарубежной литературе как Р&L-анализ (где Р (profit) — прибыль, L (loos) — убыток), выявляет экономическую целесообразность той или иной деятельности, т.е. объективную рентабельность этой деятельности. Этот метод используется в процессе финансового планирования общей деятельности предприятия и реализации его отдельных бизнес-проектов. Любой организации необходим контроль над затратами, поэтому Р&L-анализ следует осуществлять не как простое сравнение доходов и расходов, а в привязке к бизнес-процессам и исполнителям. Это позволяет понять, кто и на каких операциях должен снизить затраты, чтобы получить прибыль. Сотрудникам важно быть в курсе финансового положения предприятия или проекта и понимать, как их личная деятельность влияет на финансовые результаты.

Прежде чем приступать к реализации какого-либо плана или проекта, следует провести Р&L-анализ и оценить возможность получения прибыли. Этот же анализ осуществляется по завершении проекта для оценки его фактической прибыльности.

Комплексный метод сравнительного анализа эффективности. В зарубежной практике этот метод известен как benchmarking и представляет собой процесс, включающий:

• установление предприятием ключевых сфер совершенствования работы;

• идентификацию и изучение лучшей практики других предприятий той же сферы деятельности;

• внедрение новых процессов и систем, обеспечивающих рост производительности и качества.

Исходным моментом является сравнение параметров предприятия с достижениями других субъектов хозяйствования. Его цели следующие:

• определить и проанализировать направления и параметры деятельности предприятия, по которым имеется отставание от лучших субъектов в отрасли;

• поставить задачи по улучшению работы в указанных направлениях и по оптимизации выявленных параметров;

• стимулировать предприятие к улучшению показателей и повысить его возможности за счет организационных изменений и введения более совершенной практики, используемой другими предприятиями.

Чаще всего сравнение производится по наиболее слабым местам (процессам) предприятия или направлениям, в которых можно быстрее добиться улучшений. Метод основан на тщательном изучении положения дел в организации и выборе подходящего объекта для сравнения, в качестве которого может быть отобрано: а) другое предприятие; б) внутреннее подразделение организации. В первом случае поиск ведется среди лидеров сектора экономики, конкурентов или партнеров, заинтересованных в проведении совместной работы, обмене опытом и поиске лучшей практики. Во втором — среди отделов, заводов, филиалов и т.п., выполняющих данную работу или процесс лучше других.

Процесс сравнения рассматривается как цикл, состоящий из трех этапов:

I этап: определение масштабов исследования, выявление подходов и поиск потенциальных объектов для сравнения;

II этап: сбор информации, проведение опросов,

анализ и сопоставление данных, подготовка предварительного отчета;

III этап: постановка целей, разработка плана действий, согласование результатов с заинтересованными лицами, мониторинг программ в процессе реализации, позволяющий уточнять объекты и критерии сравнения.

Исполнителями работы являются созданные для этих целей команды из специалистов различных организаций или подразделений предприятия.

В процессе сравнения используются четыре основные макропеременные: люди, стратегии, структуры и внешние давления. По мнению многих специалистов, это ключевые показатели, обусловливающие различия на 75 %. Остальные характерные для каждого предприятия факторы (культурные ценности, качество производства, степень удовлетворенности людей своей работой и т.п.), непосредственно и ежеминутно влияющие на поведение работников, накапливаясь, предопределяют возможность макропеременных дать предсказанную величину улучшения.

Оценка эффективности управления по результатам финансово-экономической деятельности. Начиная с 1990-х гг. аналитики интенсивно разрабатывают новые методики комплексного анализа и оценки бизнеса, которые сочетают анализ финансового состояния и финансовых результатов с оценками стратегических возможностей и перспектив, используют основные положения и инструменты современной теории финансов в приложении к оценке активов предприятий.

Анализ финансового состояния и финансовых результатов позволяет получить показатели, которые являются основой комплексного анализа и оценки предприятия как эмитента ценных бумаг и получателя кредитных ресурсов. Устойчивое финансовое состояние и хорошие финансовые результаты свидетельствуют о конкурентоспособности предприятия, гарантируют эффективность реализации интересов партнеров, вступающих с ним в финансовые отношения.

Большинство методик позволяет ранжировать предприятия в соответствии с их финансовым положением, т.е. классифицировать предприятия по их рейтингу. При построении итоговой рейтинговой оценки используются данные о производственном потенциале предприятия, рентабельности его продукции, эффективности использования производственных и финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках и др.

Для понимания системы показателей, используемых при оценке эффективности, необходимо знать содержание модели баланса активов и пассивов предприятия.

Модель баланса активов и пассивов. Баланс активов и пассивов, или бухгалтерский баланс, является главным документом финансовой отчетности, используемой для оценки финансового состояния. Это официальный финансовый портрет предприятия и основной способ описания его финансового состояния. Модель позволяет понять суть и усвоить терминологию бухгалтерского баланса, применяемую в мировой практике при расчете показателей.

Пассивы финансируют активы, а активы непосредственно участвуют в производственном процессе и при успешной деятельности предприятия обеспечивают получение прибыли и прирост пассивов. Активы могут быть профинансированы только пассивами, а пассивы можно направлять только на финансирование активов, поэтому сумма активов всегда равна сумме пассивов. Долгосрочные пассивы и основные средства не изменяются изо дня в день. Текущие активы и пассивы способны изменяться в пределах одного года. Подготовка бухгалтерского баланса определяется правилами бухгалтерского учета.

Актив баланса отражает состав, размеры и размещение активов, т.е. имущества предприятия. Имущество предприятия состоит из долгосрочных, нематериальных и текущих активов.

К долгосрочным активам относятся основные средства, вложенные в здания, сооружения, оборудование, транспорт и прочие средства долгосрочного характера. Их называют недвижимым имуществом, или недвижимостью. Кроме того, таковыми являются долгосрочные (на срок более года) инвестиции предприятия в акции и другие ценные бумаги, а также уставные капиталы других предприятий (долгосрочные инвестиции).

Нематериальные активы не имеют материально-вещественной основы и используются в течение длительного времени. К ним относятся стоимость приобретенных предприятием прав пользования природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, а также патенты, лицензии, квоты и др.

К текущим активам принадлежат производственные запасы, малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь, товарные запасы, готовая продукция, незавершенное производство, краткосрочные инвестиции — финансовые вложения в ценные бумаги на срок до одного года, денежные средства и т.п. Они способны изменяться в пределах одного года.

Основные средства охватывают совокупность материально-вещественных ценностей, действующих в натуральной форме в течение длительного времени в сфере материального производства и участвующих в процессе производства. Основные средства не изменяются изо дня в день, по мере использования они частями переносят свою стоимость на готовую продукцию через механизм амортизации. В долгосрочных активах к ним относятся земля, здания и сооружения, оборудование и механизмы, офисная мебель и оборудование, транспортные средства.

Оборотные средства представляют собой авансированную в денежной форме стоимость, потребную для формирования и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения.

Оборотные производственные фонды — это предметы труда, обслуживающие процесс обращения товаров. В натурально-вещественной форме они представлены следующими видами текущих активов: производственные запасы (сырье, материалы, топливо, тара); материалы для хозяйственных нужд; упаковочные материалы; малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь; инструменты со сроком эксплуатации до одного года; специальная одежда и т.п. Оборотные фонды в отличие от основных непосредственно участвуют в обороте и выбывают из него по мере реализации продукции (за исключением предметов материально-технического оснащения). Их стоимость возмещается, как правило, в течение одного оборота, но всегда — за более короткий период времени, чем требуется для оборота основных производственных фондов. Так, стоимость производственных запасов полностью переводится на стоимость товара в течение одного оборота. Особенность оборотных фондов состоит в том, что их стоимость непрерывно переносится на стоимость товара в течение одного оборота.

Фонды обращения по своей экономической сущности сходны с оборотными фондами. Они также непосредственно участвуют в обороте, непрерывно изменяя свою форму, выбывают из предприятия при реализации товаров и пополняются за счет новых поступлений. К фондам обращения относятся: товары; готовая продукция на складах предприятия; денежные средства в кассе, а также на расчетном, валютном и других счетах; денежные документы; дебиторская задолженность и др.

Оборотные средства, совершая кругооборот, переходят из сферы производства (как оборотные производственные фонды) в сферу обращения, где они функционируют в качестве фондов обращения. У рентабельных предприятий после завершения кругооборота фондов сумма оборотных средств возрастает на определенную сумму полученной прибыли, а у нерентабельных — сумма авансированных оборотных средств при завершении кругооборота фондов уменьшается в связи с понесенными убытками.

Сумма всех перечисленных текущих активов, отраженных в бухгалтерском балансе, называется оборотным капиталом.

От состава и размера текущих активов зависит такой важный показатель, как ликвидность, характеризующий скорость превращения активов в деньги. Так, денежные средства в текущих активах обладают максимальной ликвидностью. Следующие по ликвидности — это краткосрочные инвестиции в ценные бумаги и т.д.

Пассив баланса характеризует источники финансирования активов.

Источниками формирования имущества предприятия являются собственные, заемные и привлеченные средства, отраженные в пассивах. Даже если все пассивы предприятия представляют собой ваши собственные деньги, их следует рассматривать как средства, которые предприятие берет у вас в долг и должно возвратить.

В пассиве баланса можно выделить три раздела: а) капитал и резервы (фонды) — собственные средства предприятия; б) долгосрочные обязательства; в) краткосрочные обязательства.

Долгосрочные (устойчивые) пассивы не изменяются изо дня в день, они представлены собственными средствами и долгосрочными заимствованиями (обязательствами).

Собственные средства предприятия включают уставный капитал, резервный фонд и фонды специального назначения, целевые поступления, резерв предстоящих платежей и расходов, нераспределенную прибыль. Последняя представляет собой реинвестированную прибыль, т.е. вложенную в дальнейшее развитие предприятия.

Заемные средства состоят из долго- и краткосрочных обязательств (заимствований). Долгосрочные заимствования — это кредиты банков и задолженность по долгосрочным займам, полученным от других заимодавцев со сроком погашения более одного года.

Текущие пассивы отражают объем и структуру краткосрочных обязательств предприятия, выплачиваемых в течение года или текущего отчетного периода. К ним относятся краткосрочные кредиты банков, расчеты с кредиторами (кредиторская задолженность), доходы будущих периодов и др. Они способны изменяться в пределах одного года.

В балансе сумма активов равна сумме пассивов.