logo search
Рабочий конспект лекции PR

Структура публичной речи:

Структура любого текста, как письменного, так устного, как известно, трехчастна: это вступление, основная часть и за­ключение.

Цель вступления как начальной части публичного выступле­ния — привлечь внимание аудитории, установить эмоциональ­ный контакт со слушателями, который должен поддерживаться до конца публичной речи. Известно, что в самом начале аудитория обычно готова слушать оратора, поэтому вступление должно быть энергичным и живым. В нем оратор должен:

1) показать себя че­ловеком, которому можно доверять, заинтересованным в деле, убежденным и т. д.;

2) настроиться самому и настроить ау­диторию на общение:

а) вызвать интерес и благожелательное вни­мание;

б) установить контакт;

3) подготовить аудиторию к вос­приятию речи:

а) пояснить намерения;

б) сформулировать задачу;

в) перечислить основные вопросы, которые будут обсуждаться.

С самого начала речь должна заинтересовать слушателя, именно вступление «задает» тон всему выступлению, поэтому его не рекомендуется зачитывать по бумажке — лучше его за­ранее проговорить или выучить наизусть.

В начале основной части аудитории представляется главный тезис выступления, чтобы она восприняла его как основной и поняла, о чем же будет идти речь в публичном выступлении, и целеустановку оратора. В основной части главная мысль расчле­няется на составляющие.

Заключительная часть публичного выступления — одна из важнейших, которая запоминается аудиторией, и в ней долж­но закрепляться то впечатление, которое произвела публичная речь. Существует несколько видов концовок, в частности вывод, когда дается резюме речи или высказывается личное отношение оратора к поднятой им теме. Эффектной может быть концовка в виде цитаты.

Публичная речь должна содержать контактоустанавливающие средства: обращение, приветствие, комплимент, прощание, мета-текстовые конструкции (например, в начале своего выступления я хотел бы обратить ваше внимание на... повторим еще раз... теперь перейдем к вопросу о... и др.).

Спичрайтер должен учитывать также и средства диалогизации выступления: вопросительные предложения, риторические во­просы, конструкции, которые призывают аудиторию к совмест­ным речёмыслительным действиям, например: представьте (представим) себе, давайте вместе подумаем и т. п. Спичрай­тер заботится и том, чтобы сделать публичную речь выразитель­ной.