logo search
ИТв_менеджменте

Тема 2. Методологические основы применения

информационных ресурсов и технологий в менеджменте

В стремительно изменяющихся рыночных условиях менеджмент должен быть ориентирован на достижение стратегических целей фирмы (обеспечение прибыльности, доходности, доли рынка и тп.) путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, a также эффективное использование информационных ресурсов и технологий. Управляемый объект (фирма или ее подразделения), постоянно обменивается информацией с внешней средой.

Управленческие решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение конкретизируется для исполнителей и контроля выполнения. Иначе говоря, управленческое решение должно содержать ответ на вопрос – как реализовать принятое решение и как проконтролировать его исполнение.

Принятие решения – прерогатива менеджеров разных уровней, имеющих соответствующие полномочия. Менеджер рассматривает

принимаемое решение с точки зрения лиц, отвечающих за доведение решений до исполнителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения.

Это заставляет менеджера не только выбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке.

Одним из главных предназначений информационных технологий в менеджменте является сбор, обработка и предоставление информации для принятия управленческих решений. В связи с этим методы обработки

экономической информации удобно рассматривать по этапам жизненного цикла процесса принятия управленческого решения: 1) диагностика проблемы; 2) разработка (генерирование) альтернатив; 3) выбор решения; 4) реализация решения.

На первой этапе менеджер собирает и систематизирует информацию

внешней и внутренней среде фирмы (ситуация на рынке, цены конкурентов, уровень складских запасов). В результате этого формируется проверенная по нескольким источникам, необходимая и достаточная информация, способная повлиять на принимаемые решения.

Методы, используемые на фазе диагностики проблем, позволяют сформировать достоверное и наиболее полное описание проблемы. Среди них выделяют методы сравнения, факторного анализа, моделирования (экономико-математичecкие методы, методы теории массового обслуживания, теории запасов, экономического анализа и прогнозирования (качественные и количественные методы). Набор методов зависит от характера и содержания проблемы, сроков и средств, которые выделяются на этапе постановки.

Затем на основе подготовленных материалов руководством фирмы принимаются управленческие решения. Например, об установлении дилерских скидок, проведении рекламных акций, изменениях номенклатуры выпускаемых изделий.

На этом этапе также используются методы сбора информации, но в отличие от первого этапа, на котором осуществляется поиск ответов на вопросы типа «что произошло?» и «по каким причинам?», здесь определяется с помощью каких управленческих действий можно решить проблему. В зависимости от полноты собранной информации выбор решения происходит в состоянии определенности, риска и неопределенности.

Отличия между этими состояниями заключаются в степени понимания лицами, принимающими решения, происходящих явлений, рыночных условий, внутренних возможностей фирмы.

При реализации решений применяют методы планирования, организации и контроля выполнения решений: составление плана реализации решения предполагает: получение ответа на вопросы «что, кому и с кем, как, где и когда делать?». Основными методами, применяемыми при планировании управленческих решений, являются сетевое моделирование и разделение обязанностей. К методам организации выполнения решения относят методы составления информационной таблицы реализации решений и методы воздействия и мотивации. Методы контроля выполнения решений подразделяют на контроль над промежуточным и конечным результатами и контроль над сроками выполнения.

Работая над темой, следует найти и изучить Интернет-ресурсы, посвященные методическому обеспечению работы менеджера, организации и планированию управленческой деятельности в рыночных условиях применительно к области научных интересов магистранта.