logo
ИТв_менеджменте

Тема 3. Рынок информационных ресурсов, услуг и

технологий

Современная литература по информационным технологиям в менеджменте изобилует специальными терминами и сокращениями, в том числе англоязычными. Руководители предприятий часто не в состоянии разобраться во всем многообразии названий и выяснить, для чего предназначена та или иная система, насколько решаемые ею задачи актуальны для его организации. Одно из важных требований к менеджеру – умение ориентироваться на рынке информационных систем, оценивая возможность их применения в области своих научных интересов.

К числу наиболее известных методологий / систем автоматизации компаний относятся:

MPS (Master Planning Shedule – методология объемно-календарного планирования) - применяется в основном для решения производственных задач, иногда в других отраслях, например, дистрибуции.

MRP (Material Requirements Planning – автоматизированное планирование потребности сырья и материалов для производства).

Методология планирования потребности в материальных ресурсах, заключающаяся в определении конечной потребности в ресурсах по данным объемно-календарного плана производства.

CRP (Capacity Requirements Planning - планирование производственных ресурсов). Данная концепция схожа с MRP, но вместо единого понятия состава изделия она оперирует такими понятиями, как «обрабатывающий центр», «рабочие ресурсы». Методологии MRP/CRP применяются в АСУП производственных предприятий.

FRP (Finance Requirements Planning – планирование финансовых

ресурсов).

MRPII (Manufacturing Resources Planning – планирование и управление всеми производственными ресурсами предприятия: сырьем, материалами, оборудованием, трудозатратами). Интегрированная методология планирования производства. При ее использовании обязательно подразумевается анализ финансовых результатов производственного плана.

ERP (Enterprise Resources Planning – управление корпоративными ресурсами). Первая концепция бизнес-планирования, направленная на управление бизнесом, а не только производством, как MRP. К функциям MRPII добавлено управление финансовыми ресурсами, маркетинг.

CSRP (Customer Synchronized Resources Planning – управление, ориентированное на взаимодействие с клиентами). CSRP обеспечивает планирование ресурсов, синхронизированное с запросами покупателей.

Охватывает весь жизненный цикл товара - от проектирования будущего изделия с учетом требований заказчика, до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи. Идея CSRP состоит в том, чтобы интегрировать покупателя в систему управления предприятием.

ERPII (Enterprise Resource and Relationship Processing – управление внутренними ресурсами и внешними связями предприятия). Это новая версия концепции ERP. Можно считать что, ERPII=ERP+CRM+SCM. Основная идея ERP II заключается в выходе за рамки задач по оптимизации внутренних процессов организации: кроме интеграции таких традиционных для ERP систем областей деятельности предприятия, как управление финансами, бухгалтерский учет, управление продажами и покупками, отношения с дебиторами и кредиторами, управление персоналом, производство, управление запасами, системы класса ERP II позволяют управлять взаимоотношениями с клиентами, цепочками поставок, вести торговлю через Интернет.

SCM (Supply Chain Management – управление отношениями с поставщиками). Часто переводится как управление цепочками поставок.

Концепция SCM поддерживается в большинстве ERP- и MRPII- систем.

CRM (Customer Relationship Management – управление отношениями с заказчиками). CRM подразумевает накопление, обработку и анализ информации о взаимоотношениях с клиентами. Позволяет отслеживать историю развития взаимоотношений, координировать многосторонние связи, централизованно управлять продажами и маркетингом.

PLM (Product Lifecycle Management) – управление жизненным циклом продукта.

CAD/CAM/САЕ/PDM (Computer-Aided Design/ Computer-Aided Manufacturing/ Computer-Aided Engineering/ Project Data Management) – автоматизированные системы: проектирования/ технологической подготовки производства/ инженерных расчетов/ документооборота.

MES (Management Execution System) – интегрированная информационно-вычислительная система, объединяющая инструменты и методы управления производством в реальном времени.

SCADA (Supervisory Control And Data Acquisition System) – система сбора данных и оперативного диспетчерского управления технологических процессов.

Изучая и анализируя сведения, содержащиеся на сайтах фирм -производителей и поставщиков ИТ-решений, следует различать подходы, методы решения управленческих задач и реализующие их информационные системы.

Целесообразно «привязать» предлагаемые решения к упрощенной структуре предприятия, представляющей четыре «классических» уровня автоматизации предприятия — 1)уровень технологических процессов (АСУТП), 2) управление производственными процессами (MES), 3) управление всеми ресурсами предприятия (ERP-системы) и 4) стратегическое управление (OLAP-системы).

Следует обратить внимание на то, что если первоначально ERP, CRM - системы разрабатывались и внедрялись крупным бизнесом, то сегодня идет их активное продвижение в малый бизнес.