logo search
Рабочий конспект лекции PR

4. Современное состояние pr в мире и в Украине

Вслед за активным развитием PRв США (а по разным оценкам в стране работает более 5000 агентств с числом специалистов более 160000), паблик рилейшнз с 30-х годов прошлого столетия начал активно развиваться в западноевропейских странах, в частности, Англии, Франции, Германии, Голландии, Австрии, Греции, Испании, а также в Канаде.

В связи с необходимостью координации деятельности в области паблик рилейшнз, отработки и закреплении ее основных принципов в 1955 г. в Лондоне была основана МАПР (Международная ассоциация паблик рилейшнз), которая в настоящее время является весьма влиятельно организацией. В 1961 г. на Генеральной ассамблее МАПР в Венеции был принят Кодекс профессионального поведения МАПР, а в 1965 году «Афинский кодекс», который считается своеобразной моральной хартией PR. Создана также Европейская конфедерацияPR.

МАПР проводить постоянные конференции, издает литературу по паблик рилейшнз, журнал «InternationalPublicRelationsReview», являющийся официальным органом МАПР.

По-иному до начала перестройки обстояло дело с развитием паблик рилейшнз в бывших республиках Советского Союза, ныне независимых государствах. Во-первых, как уже отмечалось, отсутствовали социальные основы развития PR, поскольку органы управления в той или иной ситуации постоянно и тщательно контролировали человека, общественность в целом и не было никакой необходимости использовать пиаровские технологии. Во-вторых, в отличие от других областей знаний (к примеру, маркетинговых исследований, куда после перестройки пришли социологи и психологи), оказалось, что кадры для пиаровской работы отсутствуют. Интересно, что и сегодня в Украине отсутствует подготовка кадров по специальности «паблик рилейшнз», лишь несколько вузов выпускают молодых людей с соответствующей специализацией (при основной специальности «Международные отношения», «Референт-переводчик», «Менеджер персонала» и некоторых других).

В-третьих, в Украине, даже по сравнению с Россией, отсутствуют экономические, материальные основ развития PR. Обычно, особенно когда речь идет о странах с неразвитой рыночной экономикой, первым «толчком» к широкому развитию паблик рилейшнз становится его активное использование в политике, в организации избирательных кампаний – в первую очередь.

В Украине же до сегодняшнего дня подобные объективные предпосылки для развития пиара, к сожалению, отсутствуют. Избирательные кампании проводятся редко и практически в одно и то же время (в результате созданные пиар-службы могут «простаивать» в течение нескольких лет). Что же касается заказов на организацию PRв бизнесе, то они возникают чрезвычайно редко, с одной стороны, потому что подобные работы очень дороги, с другой – украинский бизнес еще слабо различает рекламу и пиар и поэтому чаще использует более дешевые и «приземленные» рекламные кампании.

Поэтому сегодня можно говорить лишь о небольшом числе развивающихся PR-структур в Украине (при том, что в Интернете фигурируют десятки фирм и компаний, в названиях которых содержится слова «имидж» и «пиар», но на самом деле в лучшем случае они занимаются рекламной деятельностью). Это в первую очередь служба «PublicityCreating», созданная в 1997 г.; «Бюро маркетинговых технологий»; ХарьковскоеPR-агентство «Имя», ДнепропетровскаяPR-служба «Третий сектор» и некоторые другие. Более детальную информацию по данной проблеме можно получить из публикаций начавшего выходить в Украине журнала «PR-менеджер». В Украине также созданы и функционируют две организации, объединяющие специалистов, работающих в области паблик рилейшнз: Украинская ассоциация по связям с общественностью (УАСО) и Украинская лига по связям с общественностью (PR-лига).