1.1. Понятие инновационной инфраструктуры
Под инновационной инфраструктурой понимается совокупность различных государственных, частных, общественных предприятий и организаций федерального, регионального и местного уровней, которые обеспечивают:
– создание благоприятного предпринимательского и инновационного климата;
– информационную поддержку инновационной деятельности;
– финансовую поддержку инновационной деятельности с использованием различных бюджетных и внебюджетных финансовых источников;
– производственно-технологическую поддержку создания новой конкурентоспособной продукции и освоения ее производства на предприятиях;
– продвижение наукоемких инновационных проектов и продукции на региональном, федеральном и международном рынках;
– подготовку и переподготовку кадров в области управления нововведениями.
Сама по себе инновационная инфраструктура не занимается выпуском инновационной продукции или услуг. Как и любая инфраструктура, она создает предпосылки и формирует условия, в которых осуществляется деятельность определенного вида. От уровня развития инновационной инфраструктуры зависят темпы освоения инновационной продукции производственными предприятиями. Этим обстоятельством и определяется роль и место инновационной инфраструктуры в развитии общества.
Опыт развитых стран подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на рынке неизбежно выигрывает тот, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Достаточно проанализировать темпы появления на рынке новых образцов мобильных телефонов, персональных компьютеров и другой высокотехнологичной техники, чтобы придти к следующему выводу: в рыночных условиях предприятие обязано быть потенциально готово в любой момент в сжатые сроки перейти на выпуск новой, более эффективной или видоизмененной продукции с новым качеством.
Высокий темп обновления продукции требует существенного изменения характера и динамики абсолютно всех составляющих производственных процессов. Уменьшение длительности жизненного цикла высокотехнологичных товаров заставляет предприятия сокращать сроки освоения новой продукции и совершенно по-иному ставит вопрос о длительности этапа выхода на проектную мощность производства этой продукции. Как показывает опыт, максимум выпуска должен быть достигнут в течение одного — двух лет после ее разработки, в противном случае рыночная ниша будет занята конкурентами.
Таким образом, сегодня первоочередное требование к производству — это обеспечение гибкости, мобильности и универсальности при высокой производительности и эффективности, т.е. требование быстрой и гибкой реакции на изменение потребностей в новой продукции. Удовлетворение этих требований возможно лишь при сочетании двух составляющих: взаимодействие предприятия с эффективной внешней инновационной инфраструктурой и ориентация основных внутренних бизнес-процессов предприятия на инновационную деятельность. Следовательно, перечисленные выше функции инновационной инфраструктуры должны быть реализованы как во внешнем окружении, так и внутри самого предприятия.
В реальной жизни любой анализ начинается с вопроса «Кому и зачем это надо?». Приведенные выше рассуждения позволяют ответить на вопрос, зачем нужна инновационная инфраструктура бизнесу — она является необходимым (но отнюдь не достаточным!) условием обеспечения конкурентоспособности предприятия. В то же время даже поверхностный анализ функций инновационной инфраструктуры (особенно применительно к внешнему окружению предприятия) показывает, что основная тяжесть работ по ее формированию и развитию (а следовательно — основные затраты) ложится не на предприятие, а на органы власти — федеральные и региональные. Возникает вопрос — зачем органам власти тратить свои ресурсы на развитие инновационной инфраструктуры, коль скоро выгоды от ее использования получают предприятия, большинство из которых являются частными?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо четко представлять себе систему мотивации и приоритетов государственных органов власти.
В упрощенном виде задачей органов власти является обеспечение населения высокооплачиваемыми рабочими местами и сбор необходимого объема налогов для развития социальной сферы. Следовательно, эффективная инновационная инфраструктура должна способствовать росту числа рабочих мест и объему работ, выполняемых инновационными предприятиями, поскольку объем этих работ прямо связан с объемом перечисляемых государству налогов.
Кроме того, органы власти должны обеспечивать глобальную конкурентоспособность подведомственных им субъектов. Задача федеральных органов власти — обеспечивать конкурентоспособность страны на мировых рынках и устойчивый рост благосостояния граждан в условиях глобализации экономики. Эта задача решается путем выработки и реализации федеральных приоритетов. Задача региональных органов власти — максимально использовать региональные особенности при реализации федеральных приоритетов.
При построении инновационной инфраструктуры учет федеральных и региональных приоритетов является необходимым условием, поэтому рассмотрим эти приоритеты.
- Введение
- 1. Инновационная инфраструктура и ее основные функции
- 1.1. Понятие инновационной инфраструктуры
- 1.2. Федеральные приоритеты инновационного развития
- 1.3. Региональные приоритеты инновационного развития Санкт-Петербурга
- 1.4. Ведущие машиностроительные отрасли Санкт-Петербурга
- 1.4.1. Судостроение
- 1.4.2. Энергетическое машиностроение
- 1.4.3. Автомобилестроение
- Контрольные вопросы по главе:
- 2. Управление инновационной инфраструктурой
- 2.1. Инновационный климат
- 2.2. Структура органов власти санкт-петербурга
- 2.3. Контролирующие и надзорные органы в сфере предпринимательства
- Перечень основных полномочий контролирующих и надзорных органов в сфере экономики и предпринимательства
- 2.4. Законодательная база инновационной деятельности
- 2.5. Механизмы стимулирования инновационной деятельности
- Контрольные вопросы по главе:
- 3. Развитие спроса на инновационную продукцию
- 3.1. Инновации и рынок
- 3.2. Федеральные целевые программы
- 3.3. Региональные инновационные программы Санкт-Петербурга
- 3.4. Порядок финансирования инновационных проектов органами власти
- Контрольные вопросы по главе:
- 4. Налоговые льготы и субсидии, предоставляемые субъектам инновационной деятельности
- 4.1. Основные элементы системы налогообложения
- 4.2. Виды налогов
- 4.3. Основные налоги инновационного предприятия
- 4.3.1. Налог на добавленную стоимость (ндс)
- 4.3.2. Налог на прибыль организаций
- 4.3.3. Налог на доход физических лиц
- 4.3.4. Единый социальный налог
- 4.3.5. Налог на имущество организаций
- 4.3.6. Транспортный налог
- 4.3.7. Земельный налог
- 4.4. Налоговые льготы для субъектов инновационной деятельности
- 4.4.1. Льготы по налогу на прибыль
- 4.4.2. Льготы по налогу на имущество
- 4.4.3. Льготы по единому социальному налогу
- 4.4.4. Льготы по транспортному налогу
- 4.4.5. Льготы по земельному налогу
- 4.4.6. Инвестиционный налоговый кредит
- 4.5. Субсидии субъектам инновационной деятельности
- Контрольные вопросы по главе:
- 5. Целевые меры поддержки малых инновационных предприятий
- 5.1. Механизмы поддержки малого инновационного бизнеса
- 5.2. Программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
- 5.2.1. Программа старт
- 5.2.2. Программа темп (Технологии – Малым Предприятиям)
- 5.2.3. Программа пуск - “Партнерство университетов с компаниями ”
- 5.2.4. Программа «Ставка»
- 5.3. Специальные программы правительства Санкт-Петербурга
- 5.3.1. Специальная программа «Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства»
- 5.3.2. Специальная программа «Аутсорсинг»
- 5.3.3. Специальная программа «Сертификация продукции, работ, услуг»
- 5.3.4. Специальная программа «Выставочно-ярмарочная деятельность»
- 5.3.5. Специальная программа «Субсидирование платы за технологическое присоединение к электросетям»
- Контрольные вопросы по главе:
- 6. Механизмы поддержки малых инновационных компаний на начальных этапах их жизненного цикла
- 6.1. Организационные формы инновационной деятельности
- 6.2. Создание инновационного предприятия
- 6.3. Специализированные организации для поддержки инновационного предприятия на начальных этапах его жизненного цикла
- 6.3.1. Бизнес-центры
- 6.3.2. Бизнес-инкубаторы
- 6.3.3. Технопарки и инновационно-технологические центры
- 6.3.4. Центры коллективного пользования уникальным оборудованием
- Контрольные вопросы по главе:
- 7. Информационная поддержка инновационной деятельности
- 7.1. Особенности информационного обеспечения деятельности инновационного предприятия
- 7.2. Механизмы информационного обмена в бизнесе
- Контрольные вопросы по главе:
- Приложение 2. Таблица 1. Комплексная программа мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы
- Сравнительная характеристика организационно-правовых форм коммерческой деятельности
- Сравнительная характеристика основных организационно-правовых форм коммерческой деятельности
- Форма заявки на участие в конкурсе на право размещения в бизнес-инкубаторе
- Примеры описания бинес-центров различных классов в Санкт-Петербурге