Введение
Сравнительный анализ объемов и сроков появления в мире научных достижений с объемами и сроками выхода на рынок новых производственных достижений (товаров и услуг, которые основаны на этих научных достижениях) вызывает у общества явную неудовлетворенность разрывом, существующим между ними. Между тем именно производственные достижения непосредственно влияют на уровень благосостояния населения. Только единицы, а иногда доли процентов, полученных учеными научных достижений, оказываются задействованными в производственных достижениях и используются в производстве новых товаров, принося экономический эффект. Некоторые из научных идей и достижений находят признание и применение в сфере производства товаров и услуг лишь через десятилетия после их появления или так и не находят вовсе, бесконечно устаревая. Особенно ярко эта неудовлетворенность общества проявляется в периоды кризисов, бедствий и разрушений
Социально-экономический и политический статус любой страны во много определяется ее глобальной конкурентоспособностью, результатом которой в конечном итоге является уровень общего благосостояния ее населения. Развитие мировой цивилизации наглядно демонстрирует зависимость глобальной конкурентоспособности страны или уровня общего благосостояния ее населения от степени использования результатов научно-технического прогресса, который можно условно разделить на две взаимосвязанные и взаимодополняющие составляющие:
– научно-технические достижения;
– научно-технические нововведения (инновации).
В первом случае результатами научно-технического прогресса являются новые знания, новые научно-технические идеи, открытия и изобретения. Во втором случае результатами научно-технического прогресса являются пилотные образцы инновационной продукции или услуг, создание которых предполагает:
– профессиональное целенаправленное развитие и доведение накопленных знаний, научно-технических идей, открытий и изобретений до создания новых технологий, новых систем, нового оборудования, которые можно назвать «инновационным продуктом»;
– практическую реализацию созданных новых технологий, систем и оборудования потребителю через рынок, используя механизм «заказ-исполнение»;
– обеспечение эффективного использования созданного инновационного продукта;
– исследование и получение новых (если таковые отсутствуют) научных достижений, необходимых для создания востребованных инновационных продуктов.
В условиях стремительного сокращения длительности жизненного цикла изделий на рынке, резкого роста удельного веса единичного и мелкосерийного наукоемкого производства, реализации продукции и услуг на основе постоянных нововведений с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, понятие конкурентоспособности становится тождественным понятию способности к нововведениям (инновациям). Опыт развитых стран мира показывает, что в конкурентной борьбе на мировом рынке побеждает тот, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности, т.е. тот, кто облагает наиболее развитой инновационной инфраструктурой и кто создает условия для ее максимально эффективного использования.
Что такое инновация, инновационная деятельность, инновационные процессы, что понимается под инновационной инфраструктурой? От ответа на эти вопросы во многом зависит тактика и стратегия развития нашего общества.
Под инновационной деятельностью понимается деятельность, направленная на организацию выпуска новых товаров и услуг, востребованных рынком и основанных на использовании новых научных знаний, идей, открытий и изобретений. В полном объеме инновационная деятельность носит комплексный, системный характер и содержит в себе все функциональные сферы человеческой деятельности: возникновение идеи, маркетинг, планирование, научные исследования, проектно- конструкторско- технологическую деятельность, производство, сдачу «под ключ», кадровое сопровождение, охватывая весь сквозной цикл реализации нововведений — от возникновения идеи до ее практической реализации и сбыта. Она имеет многогранный, многоплановый характер, воплощая в себе единство технологических, организационных и социальных нововведений.
Инновационная деятельность реализуется через инновационную инфраструктуру. Рассмотрим это понятие.
В повседневной жизни мы регулярно используем разного рода инфраструктуры, часто не осознавая этого факта. Садясь в общественный транспорт, мы пользуемся транспортной инфраструктурой, звоня по телефону, пользуемся инфраструктурой связи, заходя в кафе, пользуемся инфраструктурой общественного питания. Что же такое инфраструктура? В общем случае инфраструктура — это совокупность организационно-методических и технических средств, обеспечивающих решение определенного класса задач. Для иллюстрации данного определения рассмотрим, из чего состоит транспортная инфраструктура.
Если рассматривать транспортную задачу как задачу перемещения определенного числа пассажиров по заданным маршрутам за некоторый допустимый интервал времени, то все технический средства, участвующие в решении этой задачи, могут быть разделены на 2 класса:
– технические средства, непосредственно участвующие в решении задачи (автобусы, троллейбусы, самолеты и т.п.);
– технические средства, обеспечивающие решение транспортной задачи, но не участвующие в непосредственном контакте с пассажирами.
Эти средства включают в себя:
– дорожную сеть, для поддержания которой необходимы соответствующие ремонтно-строительные службы;
– места остановок транспорта, оборудованные для ожидания и снабженные расписанием движения и другой необходимой информацией;
– сеть автопарков и ремонтных предприятий для поддержания в исправности подвижного состава;
– сеть бензозаправочных станций (или контактную сеть для электротранспорта).
Очевидно, что сами по себе перечисленные технические средства не способны обеспечивать решение задачи обслуживания пассажиров. В дополнение к ним необходимо решить целый ряд организационных проблем:
– разработка правил движения и контроль за их соблюдением;
– мониторинг пассажиропотоков и формирование оптимального расписания движения транспорта;
– подбор и обучение квалифицированных кадров (водители, контролеры, ремонтники и пр.);
– организация снабжения энергоносителями (бензином, дизельным топливом, электроэнергией);
– организация системы оплаты за пользование транспортом (продажа билетов и проездных карточек, компенсация проезда льготных категорий пассажиров).
Таким образом, для эффективной работы транспортной системы помимо надежных, комфортабельных и скоростных транспортных средств необходимо решение целого ряда организационно-технических задач, перечисленных выше, которые в совокупности и составляют то, что принято называть транспортной инфраструктурой.
При анализе транспортной инфраструктуры возникает вопрос о критерии ее качества: что считать хорошо развитой инфраструктурой, а что — недостаточно развитой? На первый взгляд ответ на данный вопрос может показаться парадоксальным: транспортная инфраструктура тем более развита, чем меньше мы ее замечаем при пользовании общественным транспортом. Действительно, если до ближайшей остановки десяток метров, если ждать транспорт приходится не более нескольких минут, а оплата производится автоматически при входе с помощью смарт-карты, то пассажиры просто не замечают того факта, что они являются участниками технологической цепочки решения транспортной задачи. Если же для поездки в пункт назначения надо сменить три вида транспорта, причем в каждом из них действует своя система оплаты, а расписания движения не состыкованы между собой, то пассажир обязательно почувствует себя «активным участником движения».
Приведенные выше рассуждения позволяют сделать следующий вывод: с точки зрения пользователя целевой функцией развития инфраструктуры можно считать минимизацию объема ресурсов (денег, времени, физических усилий, информации и т.п.), который необходимо затратить для использования данной инфраструктуры при решении той или иной задачи. Следует заметить, что в общем случае целевая функция владельца инфраструктуры может быть совершенно иной, например, получение максимума прибыли за определенный период эксплуатации инфраструктуры.
Приведенные выше рассуждения дают общее представление о том, что в дальнейшем будет пониматься под инновационной инфраструктурой.
- Введение
- 1. Инновационная инфраструктура и ее основные функции
- 1.1. Понятие инновационной инфраструктуры
- 1.2. Федеральные приоритеты инновационного развития
- 1.3. Региональные приоритеты инновационного развития Санкт-Петербурга
- 1.4. Ведущие машиностроительные отрасли Санкт-Петербурга
- 1.4.1. Судостроение
- 1.4.2. Энергетическое машиностроение
- 1.4.3. Автомобилестроение
- Контрольные вопросы по главе:
- 2. Управление инновационной инфраструктурой
- 2.1. Инновационный климат
- 2.2. Структура органов власти санкт-петербурга
- 2.3. Контролирующие и надзорные органы в сфере предпринимательства
- Перечень основных полномочий контролирующих и надзорных органов в сфере экономики и предпринимательства
- 2.4. Законодательная база инновационной деятельности
- 2.5. Механизмы стимулирования инновационной деятельности
- Контрольные вопросы по главе:
- 3. Развитие спроса на инновационную продукцию
- 3.1. Инновации и рынок
- 3.2. Федеральные целевые программы
- 3.3. Региональные инновационные программы Санкт-Петербурга
- 3.4. Порядок финансирования инновационных проектов органами власти
- Контрольные вопросы по главе:
- 4. Налоговые льготы и субсидии, предоставляемые субъектам инновационной деятельности
- 4.1. Основные элементы системы налогообложения
- 4.2. Виды налогов
- 4.3. Основные налоги инновационного предприятия
- 4.3.1. Налог на добавленную стоимость (ндс)
- 4.3.2. Налог на прибыль организаций
- 4.3.3. Налог на доход физических лиц
- 4.3.4. Единый социальный налог
- 4.3.5. Налог на имущество организаций
- 4.3.6. Транспортный налог
- 4.3.7. Земельный налог
- 4.4. Налоговые льготы для субъектов инновационной деятельности
- 4.4.1. Льготы по налогу на прибыль
- 4.4.2. Льготы по налогу на имущество
- 4.4.3. Льготы по единому социальному налогу
- 4.4.4. Льготы по транспортному налогу
- 4.4.5. Льготы по земельному налогу
- 4.4.6. Инвестиционный налоговый кредит
- 4.5. Субсидии субъектам инновационной деятельности
- Контрольные вопросы по главе:
- 5. Целевые меры поддержки малых инновационных предприятий
- 5.1. Механизмы поддержки малого инновационного бизнеса
- 5.2. Программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
- 5.2.1. Программа старт
- 5.2.2. Программа темп (Технологии – Малым Предприятиям)
- 5.2.3. Программа пуск - “Партнерство университетов с компаниями ”
- 5.2.4. Программа «Ставка»
- 5.3. Специальные программы правительства Санкт-Петербурга
- 5.3.1. Специальная программа «Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства»
- 5.3.2. Специальная программа «Аутсорсинг»
- 5.3.3. Специальная программа «Сертификация продукции, работ, услуг»
- 5.3.4. Специальная программа «Выставочно-ярмарочная деятельность»
- 5.3.5. Специальная программа «Субсидирование платы за технологическое присоединение к электросетям»
- Контрольные вопросы по главе:
- 6. Механизмы поддержки малых инновационных компаний на начальных этапах их жизненного цикла
- 6.1. Организационные формы инновационной деятельности
- 6.2. Создание инновационного предприятия
- 6.3. Специализированные организации для поддержки инновационного предприятия на начальных этапах его жизненного цикла
- 6.3.1. Бизнес-центры
- 6.3.2. Бизнес-инкубаторы
- 6.3.3. Технопарки и инновационно-технологические центры
- 6.3.4. Центры коллективного пользования уникальным оборудованием
- Контрольные вопросы по главе:
- 7. Информационная поддержка инновационной деятельности
- 7.1. Особенности информационного обеспечения деятельности инновационного предприятия
- 7.2. Механизмы информационного обмена в бизнесе
- Контрольные вопросы по главе:
- Приложение 2. Таблица 1. Комплексная программа мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы
- Сравнительная характеристика организационно-правовых форм коммерческой деятельности
- Сравнительная характеристика основных организационно-правовых форм коммерческой деятельности
- Форма заявки на участие в конкурсе на право размещения в бизнес-инкубаторе
- Примеры описания бинес-центров различных классов в Санкт-Петербурге