1.4.1. Судостроение
Исторически судостроение Санкт-Петербурга зародилось и успешно развивалось с момента основания города. Каждое четвертое судно российского флота сошло с петербургских верфей. В настоящее время в экономике Санкт-Петербурга судостроение — системообразующая отрасль, которая является крупным заказчиком продукции машиностроения, приборостроения, электроники и прочих отраслей промышленности.
В Санкт-Петербурге сосредоточено примерно 90% научного и проектного потенциала судостроительной промышленности. Среди судостроительных заводов Санкт-Петербурга и области следует назвать крупнейшие: ГУП "Адмиралтейские верфи", ОАО "Балтийский завод", ОАО "Северная верфь", ОАО СФ "Алмаз", Выборгский судостроительный завод.
В Санкт-Петербурге расположены практически все основные конструкторские бюро судостроения ("Рубин", "Малахит", Северное ПКБ, Невское ПКБ, ЦМКБ "Алмаз", ЦКБ "Балтсудопроект", "Айсберг", "Редан"), большая часть предприятий судового приборостроения и морского оружия ("Электроприбор", "Морфизприбор", "Аврора", "Гранит", "Гидроприбор" и др.), значительная часть предприятий судового машиностроения и электротехники.
Кроме того, три основных из пяти научно-исследовательских институтов общеотраслевого значения — ЦНИИ технологии судостроения, ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей" и ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова также расположены в Санкт-Петербурге.
Некоторые образцы продукции судостроительных предприятий Санкт-Петербурга представлены на рис. 1.3.
Можно выделить три основные трудности системного характера, имеющиеся в отрасли. Первое — это структура заказов. За последние 10 лет из общего объема судов, заказанных российскими судовладельцами, на российских верфях построено лишь 6% судов. Деньги российских заказчиков работают на конкурентов наших судостроителей.
|
|
|
Рис. 1.3. Образцы продукции судостроительных предприятий Санкт-Петербурга
Второе — это относительно низкая производительность труда. Российские судостроители проигрывают зарубежным конкурентам по таким важнейшим показателям, как срок постройки судна и темпы внедрения инноваций.
Третье — это разрыв единого технологического цикла. Сегодня городские предприятия одного профиля борются заказы, вместо того, чтобы объединенными усилиями выполнять государственные или зарубежные заказы. Например, в 2007 году Выборгский судостроительный завод изготовил металлическую основу — корпус судна снабжения буровых платформ Strill Mariner, а весь заказ на начинку платформы был отдан норвежской верфи Karmsund Varitime Services AS. Консолидировав усилия, городские судостроительные предприятия могли бы получить весь этот европейский заказ.
Очевидно, что эти трудности взаимосвязаны. Преодолеть их можно, лишь реализовав качественный скачек в развитии российского судостроения за счет создания суперсовременных верфей, способных удовлетворять потребности отечественных заказчиков и составить достойную конкуренцию зарубежным гигантам рынка. Важным шагом в данном направлении стало решение о создании и размещении в Санкт-Петербурге Объединенной судостроительной корпорации, принятое в 2007 году. Однако формирование судостроительного холдинга идет не просто, и сроки его создания перенесены на 2009 год.
- Введение
- 1. Инновационная инфраструктура и ее основные функции
- 1.1. Понятие инновационной инфраструктуры
- 1.2. Федеральные приоритеты инновационного развития
- 1.3. Региональные приоритеты инновационного развития Санкт-Петербурга
- 1.4. Ведущие машиностроительные отрасли Санкт-Петербурга
- 1.4.1. Судостроение
- 1.4.2. Энергетическое машиностроение
- 1.4.3. Автомобилестроение
- Контрольные вопросы по главе:
- 2. Управление инновационной инфраструктурой
- 2.1. Инновационный климат
- 2.2. Структура органов власти санкт-петербурга
- 2.3. Контролирующие и надзорные органы в сфере предпринимательства
- Перечень основных полномочий контролирующих и надзорных органов в сфере экономики и предпринимательства
- 2.4. Законодательная база инновационной деятельности
- 2.5. Механизмы стимулирования инновационной деятельности
- Контрольные вопросы по главе:
- 3. Развитие спроса на инновационную продукцию
- 3.1. Инновации и рынок
- 3.2. Федеральные целевые программы
- 3.3. Региональные инновационные программы Санкт-Петербурга
- 3.4. Порядок финансирования инновационных проектов органами власти
- Контрольные вопросы по главе:
- 4. Налоговые льготы и субсидии, предоставляемые субъектам инновационной деятельности
- 4.1. Основные элементы системы налогообложения
- 4.2. Виды налогов
- 4.3. Основные налоги инновационного предприятия
- 4.3.1. Налог на добавленную стоимость (ндс)
- 4.3.2. Налог на прибыль организаций
- 4.3.3. Налог на доход физических лиц
- 4.3.4. Единый социальный налог
- 4.3.5. Налог на имущество организаций
- 4.3.6. Транспортный налог
- 4.3.7. Земельный налог
- 4.4. Налоговые льготы для субъектов инновационной деятельности
- 4.4.1. Льготы по налогу на прибыль
- 4.4.2. Льготы по налогу на имущество
- 4.4.3. Льготы по единому социальному налогу
- 4.4.4. Льготы по транспортному налогу
- 4.4.5. Льготы по земельному налогу
- 4.4.6. Инвестиционный налоговый кредит
- 4.5. Субсидии субъектам инновационной деятельности
- Контрольные вопросы по главе:
- 5. Целевые меры поддержки малых инновационных предприятий
- 5.1. Механизмы поддержки малого инновационного бизнеса
- 5.2. Программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
- 5.2.1. Программа старт
- 5.2.2. Программа темп (Технологии – Малым Предприятиям)
- 5.2.3. Программа пуск - “Партнерство университетов с компаниями ”
- 5.2.4. Программа «Ставка»
- 5.3. Специальные программы правительства Санкт-Петербурга
- 5.3.1. Специальная программа «Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства»
- 5.3.2. Специальная программа «Аутсорсинг»
- 5.3.3. Специальная программа «Сертификация продукции, работ, услуг»
- 5.3.4. Специальная программа «Выставочно-ярмарочная деятельность»
- 5.3.5. Специальная программа «Субсидирование платы за технологическое присоединение к электросетям»
- Контрольные вопросы по главе:
- 6. Механизмы поддержки малых инновационных компаний на начальных этапах их жизненного цикла
- 6.1. Организационные формы инновационной деятельности
- 6.2. Создание инновационного предприятия
- 6.3. Специализированные организации для поддержки инновационного предприятия на начальных этапах его жизненного цикла
- 6.3.1. Бизнес-центры
- 6.3.2. Бизнес-инкубаторы
- 6.3.3. Технопарки и инновационно-технологические центры
- 6.3.4. Центры коллективного пользования уникальным оборудованием
- Контрольные вопросы по главе:
- 7. Информационная поддержка инновационной деятельности
- 7.1. Особенности информационного обеспечения деятельности инновационного предприятия
- 7.2. Механизмы информационного обмена в бизнесе
- Контрольные вопросы по главе:
- Приложение 2. Таблица 1. Комплексная программа мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы
- Сравнительная характеристика организационно-правовых форм коммерческой деятельности
- Сравнительная характеристика основных организационно-правовых форм коммерческой деятельности
- Форма заявки на участие в конкурсе на право размещения в бизнес-инкубаторе
- Примеры описания бинес-центров различных классов в Санкт-Петербурге