9.1. Психологическая теория деятельности
Психологическая теория деятельности (ПТД) была создана в советский период (к.20 – н.30-х гг.). Ее основные представители Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и многие другие психологи и педагоги Отечественной научной школы.
Психологическая теория деятельности опирается на основной принцип диалектического материализма: не сознание определяет бытие человека, а наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание; на признание неразрывного единства сознания и поведения.
Деятельность – это исходная реальность, а психика ее производная и одновременно неотъемлемая сторона. Психика не может рассматриваться вне деятельности, а деятельность – без психики. Психические процессы – это особые формы деятельности.
Исходя из перечисленных положений психология определяется как наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животного.
ПТД нашла применение в решении фундаментальных психологических проблем:
- предмет психологии;
- происхождение и развитие психики в фило- и онтогенезе;
- происхождение человеческого сознания;
- природа личности;
Теория занимает значимое положение в Отечественной психологии.
Во-первых: деятельность играет решающую роль в происхождении сознания и развитии психики человека.
Во-вторых: деятельность играет роль в проявлении психических феноменов человека, в том числе и сознания. Судить о человеке, о его особенностях личности в основном можно лишь по результатам его деятельности.
Дальнейшее рассмотрение вопросов касающихся деятельности в изучаемой теме представлено в основном в русле этой теории.
- Раздел 3. Человек среди людей
- Тема 9. Деятельность и общение как факторы развития личности
- 9.1. Психологическая теория деятельности
- 9.2. Понятие деятельности
- Психологическое строение деятельности
- 9.2.2. Понятие внутренней деятельности
- Общение
- Деятельность Общение
- Деловое общение
- Общение как перцепция
- 9.3.3. Общение как коммуникация
- 1. Вербальные (словесные)
- 2. Невербальные
- Вербальная коммуникация
- Совершенствование навыков вербального общения
- Невербальная коммуникация
- Мимические коды эмоциональных состояний
- 9.3.4.Общение как интеракция
- I. Актуализация знаний
- II. Практическая часть