logo search
shpora_gotova[1]

48. Понятие бизнес-процесса. Реинжиниринг бизнес-процессов. Участники и этапы реинжиниринга.

Бизнес-процесс - это целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, преобразующая ряд данных на входе в ряд данных на выходе (товары или услуги), представляющих ценность для потребителя.

Каждый бизнес-процесс имеет: свои границы,конечного потребителя, своего владельца. Основные группы процессов: Межфункциональные (сквозные) – процессы, проходящие через несколько подразделений организации или через всю организацию.Внутрифункциональные (процессы подразделений) - процессы в рамках одного функционального подразделения организации.Функции (операции) – процессы самого нижнего уровня декомпозиции деятельности организации, как правило, операции выполняются одним человеком.

Реинжиниринг - радикальное переосмысление с последующим перепроектированием предприятия, изобретение, а не улучшение существующего способа работы. Эффективен при необходимости стремительно менять и существенно улучшать существующие бизнес-процессы . Реинжиниринг бизнеса требует начать заново, начать с нуля.Первое место занимает лидер проекта реинжиниринга — один из высших менеджеров фирмы, который возглавляет реинжиниринговую деятельность. Второй участник — управляющий комитет, состоящий из членов высшего руководства фирмы, лидера реинжиниринга, менеджеров процессов. Осуществляет функции наблюдения, согласования целей и стратегии реинжиниринга, согласования интересов различных рабочих команд и решения конфликтных ситуаций между ними. В случае отсутствия комитета его функции выполняет лидер реинжиниринга. Особое место занимает менеджер, осуществляющий оперативное руководство реинжинирингом бизнеса в целом. Менеджеры процессов — руководители, каждый из которых ответственен за обновление отдельного делового процесса. Рабочая команда реинжиниринга — группа работников фирмы (методисты, администраторы, сотрудники по обеспечению качества изделий, документирования, координации), а также внешние участники (консультанты, разработчики).

Реинжиниринг бизнес-процессов в целом можно разделить на пять этапов. Первый период можно назвать предплановой подготовкой фирмы. Вторым этапом реинжиниринга является стратегическое планирование. Высшее руководство определяет основные цели реинжиниринга и назначает руководящий комитет, для которого отбирает основные объекты инновации и перепроектирования. Третий период реинжиниринга - это перепроектирование процессов. Перепроектирование процессов состоит из трех фаз: картографирование процессов, оценки потребителя и посредника и предвидения процессов. Картографирование - это немного больше, чем составление горизонтальных блок-схем, - отслеживание того, какие виды деятельности выполняются, кем, когда и какие решения принимаются при предоставлении конечного продукта или услуги клиенту. Завершив период перепроектирования, надобно переходить к конверсии, четвертому этапу реинжиниринга.