logo search
СОКР Менеджмент-текст лекций ЧАСТЬ 2 (Левченко) - копия

5.2. Анализ сильных и слабых сторон организации

Управленческий анализ – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей организации, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. Конечной целью управленческого анализа является предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени соответствует будущему организации.

В процессе такого анализа необходимо выявить соответствие внутренних ресурсов и возможностей организации стратегическим задачам обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ организации, задачам удовлетворения будущих потребностей рынка.

Внутренний анализ организации имеет следующие составляющие:

 структуру выпускаемой продукции;

 структуру продаж;

 общую характеристику фирмы и источники финансирования;

 финансово-экономический анализ;

 занятость;

 организационную структуру;

 позицию на рынке;

 разработанные патенты и авторские права;

 уровень знаний и степень эффективности производства, которые и являются результатом накопления многолетнего опыта;

 оборудование;

 запасы, которые используются для производства.

Нацеленность на перспективу, на соответствие внешним требованиям и стратегическим задачам организации отличает управленческий анализ от существовавшего в советский период анализа хозяйственной деятельности.

Необходимость проведения управленческого анализа определяется при наличии следующих процессов:

 разработки стратегии развития организации и в целом для реализации эффективного менеджмента, поскольку это является важным этапом управленческого цикла;

 оценки привлекательности организации с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции организации в национальных и иных рейтингах;

 выявления резервов и возможностей организации, определения направлений адаптации внутренних возможностей организации к изменениям условий внешней среды.

По мнению Б. Карлоффа, в результате проведения внутреннего анализа организации можно выявить следующие моменты:

 переоценивает или, наоборот, недооценивает себя организация;

 переоценивает или недооценивает она своих конкурентов;

 каким требованиям рынка организация придает чересчур большое или, наоборот, слишком малое значение.

Результаты анализа должны заставить персонал организации понять и принять необходимость изменений.

Существуют следующие методологические принципы управленческого анализа и уровни его проведения:

 системный подход, в соответствии с которым организация рассматривается как сложная система;

 комплексный анализ всех составляющих подсистем, элементов организации;

 динамический принцип и сравнительный анализ всех показателей в динамике, а также в сравнении с аналогичными показателями конкурирующих фирм;

 учет специфики организации (отраслевой и региональной).

В соответствии с выделенными принципами управленческий анализ деятельности организации осуществляется по уровням принятия управленческих решений и разработки стратегии.

Выделяют следующие методы управленческого анализа:

 ситуационный;

 портфельный;

 кабинетные исследования (работа с бухгалтерскими документами, статистической и другой внутрифирменной информацией);

 диагностические интервью (наблюдения и опросы работников организации по специальным методикам);

 «мозговой штурм», конференции и другие методы коллективной работы;

 экспертные оценки;

 математический (анализ трендов, факторный анализ, расчет средних показателей, специальных коэффициентов и т. д.).

По сути, управленческий анализ является второй частью SWOT-анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятельности организации. Разделение стратегического анализа на две части (анализ внешней среды и управленческий анализ) связано с тем, что за их проведение должны отвечать разные службы организации.

Внутренняя обстановка компании отражается в основном в S и W, а внешняя – в О и Т (SWOT).

В табл. 5 представлены основные факторы SWOT-анализа, которые предложили А. А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд. При использовании этого метода формируются линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями.

Таблица 5. Факторы, учитываемые в SWOT-анализе

Сильные позиции

Слабые позиции

Потенциальные внутренние сильные стороны (S)

Потенциальные внутренние слабости (W)

Четко проявляемая компетентность

Потеря некоторых аспектов компетентности

Адекватные финансовые источники

Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии

Высокое искусство конкурентной борьбы

Рыночное искусство ниже среднего уровня

Окончание табл. 5

Сильные позиции

Слабые позиции

Хорошее понимание потребителей

Отсутствие анализа информации о потребителях

Признанный рыночный лидер

Слабый участник рынка

Четко сформулированная стратегия

Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации

Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество

Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами

Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности

Устарелые технология и оборудование

Проверенное надежное управление

Потеря глубины и гибкости управления

Надежная сеть распределения

Слабая сеть распределения

Высокое искусство НИОКР

Слабые позиции в НИОКР

Наиболее эффективная в отрасли реклама

Слабая политика продвижения

Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей

Ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения ввода новых рыночных сегментов

Расширение диапазона возможных товаров

Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей

Нейтральное отношение конкурентов

Ужесточение конкуренции

Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки

Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости

Благоприятный сдвиг в курсах валют

Неблагоприятный сдвиг в курсах валют

Большая доступность ресурсов

Усиление требований поставщиков

Потенциальные внешние благоприятные возможности (О)

Потенциальные внешние угрозы (Т)

Ослабление ограничивающего законодательства

Законодательное регулирование цены

Ослабление нестабильности бизнеса

Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса

Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого – установление между ними связей, которые далее могут быть использованы для формирования стратегии организации.

На пересечении блоков возможностей и угроз образуются четыре поля:

 сила и возможности (СИВ);

 сила и угрозы (СИУ);

 слабость и возможности (СЛВ);

 слабость и угрозы (СЛУ).

На каждом поле исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации (рис. 4).

Возможности

1.

2.

…..

Угрозы

1.

2.

…..

Сильные стороны

1.

2.

…..

Поле СИВ

Поле СИУ

Слабые стороны

1.

2.

…..

Поле СЛВ

Поле СЛУ

Рис. 4. Метод SWOT

В отношении тех пар, которые были выбраны с поля СИВ, нужно разработать стратегию по использованию сильных сторон организации для получения отдачи от возможностей, которые появились во внешней среде.

Для пар на поле СЛВ стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть слабости организации.

Если пара выбрана с поля СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы.

Для пар на поле СЛУ организация должна выработать такую стратегию, которая позволила бы не только избавиться от слабостей, но и попытаться предотвратить угрозы.

Для стратегической перспективы компании особенно значимы сильные стороны, так как они являются «краеугольными камнями» стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия требует вмешательства в слабые стороны организации.

SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:

 использует ли компания сильные внутренние стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?

 являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции, которые не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки исходя из стратегических соображений?

 какие благоприятные обстоятельства дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам? Благоприятные возможности без способов их реализации – иллюзия. Сильные и слабые стороны фирмы делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию благоприятных возможностей, чем у других фирм.

 Какие угрозы должны в первую очередь беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?