logo search
ису

2.Содержание понятия «исследование». Исследование как форма научного познания

В философском словаре дается следующее определение:

«Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности».

Знания определяются как:

1) результаты познания, научные сведения;

2) совокупность сведений в какой-нибудь области.

Наука, охватывая своими наблюдениями, экспедициями и лабораторными исследованиями все пространство страны, дает достоверное знание о той реальной и изменяющейся природной среде, в которую вписывается вся хозяйственная и общественная жизнь народа

Многозначность понятия исследование:

научный труд

Теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний

Вид деятельности человека (исследователи, научные сотрудники

Научное познание заключается в понимании действительности, достоверном обобщении фактов.

Научное познание имеет следующие отличительные признаки:

- целенаправленность, т.е. наличие поставленной цели и четко сформулированных задач;

- направленность на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей;

- систематичность, т.е. упорядоченность процесса и результатов познания;

- строгая доказательность, последовательность и обоснование сделанных обобщений и выводов;

- точность (понимаемая по-разному в различных областях науки).

Исследование – это вид деятельности человека, включающий:

а) распознавание проблем и ситуаций;

б) определение их происхождения;

в) выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;

г) установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;

д) нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Результатами исследования являются:

  1. выявленные проблемы СУ;

  2. оценка их влияния на объект управления;

  3. определение источников, условий и факторов возникновения проблем;

  4. предварительное определение возможных направлений преодоления проблем и повышения эффективности СУ.

  5. ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

  6. 1. Методология исследования – совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

  7. 2. Организация исследования – порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

  8. 3. Ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

  9. 4. Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом – конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

  10. 5. Тип исследования – принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

  11. 6. Потребность в исследовании – степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.

  12. 7. Результат исследования – рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.

  13. 8. Эффективность исследования – соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.